В реконструируемой деревне XIX века установили чудо-технику - локомобиль
Читать в полной версии ➔Марина ВОЛКОВА
Нечто похожее на паровоз, что стоит в самом центре историки-архитектурного комплекса «Андреевская слобода» будущего кластера «Белокуриха-2», приковывает внимание туристов.
Чудо техники – локомобиль сегодня находится на заслуженном отдыхе, а когда-то такие машины служили приводом для молотилок, веялок и мельниц, использовались на рудниках и заводах.
[caption id="attachment_176434" align="alignleft" width="800"] Фото: Татьяна Усачева[/caption]В промышленных масштабах первые российские локомобили были выпущены в 1875 году в городке Людиново. А вообще, история локомобилей началась во Франции в самом начале XVII века, но машины были несовершенны и постоянно дорабатывались. Классический вариант «огнедействующей машины» 25 апреля 1763 года предложил миру механик Колывано-Воскресенских заводов на Алтае – это значит, что локомобиль, который мы видим сегодня, изобрел наш земляк. На этой неделе изобретению исполнилось 255 лет.
Этот экземпляр локомобиля переехал в «Белокуриху-2» из Республики Алтай. Он был найден в селе Мульта. Вероятно, когда-то он верно служил староверам. Впрочем, это только наша версия, но вот что доподлинно известно, так это то, что именно этот локомобиль вырабатывал пар для производства валенок. По ходатайству автора проекта «Андреевская слобода» Владимира Войчишина локомобиль был приобретен администрацией курорта Белокурихи у лесника специально для реконструируемой деревни XIX века.
[caption id="attachment_176442" align="alignleft" width="800"] Владимир Войчишин рассказывает историю появления локомобиля в Андреевской слободе. Фото: Татьяна Усачева[/caption]Сегодня Владимир Иосифович вспоминает:
– Сюда, в «Cлободу», локомобиль привезли почти год назад. Вместе с ним в Мульте понабрали разных телег, саней, капканов и бочонков. Все настоящее, оттуда – из прошлого…
Прежде чем локомобиль был установлен на обозрение, потребовалось много потрудиться. Он был не в самом лучшем состоянии: местами отскочили клепки, дверца наполовину оторвалась, железная обшивка проржавела...
[caption id="attachment_176435" align="alignleft" width="800"] При восстановлении главным было не превратить локомобиль в новодел. Фото: Татьяна Усачева[/caption]Сначала локомобиль очистили щетками. От покраски отказались категорически, ведь тогда исторический артефакт превратился бы в новодел, что сразу в разы уронило бы его ценность, в результате техническое чудо покрыли лаком. На все про все ушло недели две. Теперь представитель технической эволюции человечества занял в «Андреевской слободе» свое заслуженное место.