Бийский рабочий

Волнующие вопросы о скорой помощи: разговор с главврачом

Когда нужно вызывать скорую, как делят вызовы и какие считают ложными, объясняет главврач станции скорой медпомощи Бийска Алексей Карнаухов.
Читать в полной версии ➔

Номер телефона 03, а теперь 103, чтобы ни случилось, помнит каждый из нас. Эти цифры в критических ситуациях приходят на ум первыми. Мы набираем их, надеясь на помощь. Многие считают, что скорая должна приезжать в первые минуты после вызова, независимо от ситуации. Однако, как и любая спецслужба, Станция скорой помощи работает по своим правилам и регламентам.

  • - Алексей Александрович, недавно СМИ сообщали о том, что в Госдуме обсуждают инициативу депутатов ввести наказание за ложные вызовы скорой помощи. Насколько эта проблема актуальна для Бийска?

- Острой, конечно, эту проблему назвать нельзя, но определенный процент таких вызовов присутствует. Обидно, когда едешь оказать человеку помощь, а приезжаешь туда, где никого нет. Человеческие ресурсы тратятся.

  • - То есть ложный вызов - это ситуация, когда на месте, куда приехали медики, никого нет? А как же случаи когда скорую вызывают с температурой 37 и ОРВИ?

- Тот случай, когда заболевание есть, но оно не попадает под категорию скорой помощи, это неотложные вызовы. Они относятся к так называемой второй очередности, а первоочередными являются вызовы, когда действительно есть угроза жизни, аварии, катастрофы. В случаях, когда есть температура, пусть даже невысокая, могут быть другие более серьезные симптомы, которые могут требовать госпитализации и лечения. Поэтому они никак не попадают под категорию ложного вызова, потому как каждый человек переживает за свое здоровье.

Волнующие вопросы о скорой помощи: разговор с главврачом. Фото: Мария Ковтун, "БР"

  • - Но все-таки, наверное, есть случаи, когда человеку правильнее идти в поликлинику по месту жительства, чем вызывать скорую помощь?

- Конечно, сама скорая помощь была придумана для тех случаев, когда действительно есть угроза жизни: аварии, ДТП, ранения, травмы, тяжелые состояния, роды. Также детские болезни, которые по телефону очень сложно диагностировать, сразу попадают под экстренные вызовы. Но если все эти категории пересмотреть, то и среди них есть случаи, когда можно обойтись без скорой. Например, случаи с болезнями детей. В течение дня работают поликлиники, к вам может прийти участковый врач. Иногда родители затягивают до вечера и им становится страшно за ребенка, они начинают вызывать скорую и беспокоиться, что останутся в ночь без помощи. По-хорошему решить эту проблему нужно было своевременно, днем.

  • - А вызовы, поступающие в скорую помощь, как то разграничиваются?

- Днем сейчас у нас работает служба неотложной медицинской помощи при большинстве поликлиник и те вызовы, которые мы расценили как неотложные, передаем в поликлиники и оттуда выезжает машина. В таких случаях состояние пациента не угрожает его жизни. Например, у бабушки в очередной раз поднялось давление, и ей такая помощь необходима регулярно, поэтому она вызывает скорую помощь, так как не может дождаться участкового врача. Здесь разница в том, что по нормативам машина скорой помощи должна выехать на вызов в течение двух минут, а неотложная помощь может выехать в течение двух часов. Вообще, по телефону дифференцировать вызов очень сложно. Проводились даже разные эксперименты, пробовали сажать на прием вызовов врачей скорой помощи, чтобы они сразу пытались разобраться в вызове: нужна бригада, нужно просто фельдшера послать или этот вызов можно отложить до поликлиники. Все равно разобраться в этом почти невозможно, потому что вызывающий -беспокоится за свое здоровье в этот момент, либо то, что он увидел его напугало, возможно, там все не так страшно, но без специалиста на месте, по телефону, проблему решить нельзя.

  • - Что нужно сообщить диспетчеру при вызове скорой помощи?

- Три вещи. Во-первых, адрес, четко, подробно, особенно если проезд сложный, через другие дворы. Во-вторых, телефон, по которому можно обратиться, в случае если бригаде необходимо будет что-то уточнить, связаться с вами. Ну, и причину, по которой происходит вызов. Сейчас диспетчеры работают по строгому алгоритму и именно так прием вызовов происходит.

Волнующие вопросы о скорой помощи: разговор с главврачом. Фото: Мария Ковтун, "БР"

  • - В бригадах скорой помощи сегодня работают врачи, или в основном только фельдшеры?

- В основном, конечно, фельдшеры, из-за нехватки кадров. Но есть специализированные бригады, в которых работают только доктора: врачебные бригады, которые посылаются на сложные вызовы, реанимация, детские педиатрические бригады, психиатрические бригады.

  • - Есть ли сейчас какая-нибудь современная система управления вызовами?

- Да, с июля по краю внедряется единая диспетчерская служба. Раньше по номеру 03 к нам поступали вызовы только из Бийска, Бийского и Зонального районов. А теперь поступают еще из 11 районов, и мы направляем на них бригады, которые там работают. Они находятся у нас в оперативном подчинении. Во всех этих районах установлены новые базовые вышки и закуплены мобильные станции на автомобили. Такой вид связи дает нам возможность отследить, где на данный момент находится автомобиль и куда он двигается. Можно подсчитать километраж, скорость, видны все временные точки. Даже если возникают какие-то претензии к тому, что машина ехала долго, мы можем, опираясь на данные программы, которые не подлежат исправлениям, проверить это.

Волнующие вопросы о скорой помощи: разговор с главврачом. Фото: Мария Ковтун, "БР"

  • - Сейчас особенно остро для спецслужб стоит проблема перекрытого проезда во дворах. Как справляетесь с этим?

- Такие сложности появились именно в последнее время. Раньше просто положить камень, где захотелось, и заблокировать проезд было нельзя. Сейчас делается много тупиковых дворов, много автомобилей, которые оставлены вне парковочных мест, рядом с детскими площадками. Машины выставляются плотно, особенно тяжело проехать зимой. Случается такое, что задеваем зеркала, царапаем, появляются дополнительные конфликты, опоздания на вызовы. Иногда даже сами жильцы беспокоятся, что проезд заблокирован, но ничего не могут сделать с соседним двором. К счастью, за счет того, что водители у нас работают долгое время, да и сами медики опытные, мы уже знаем такие проблемные места. Но все же если попадаем в такой двор, то машине же необходимо развернуться или проехать задним ходом, на все это тратится время. А если необходима срочная транспортировка тяжелого больного, то чем дольше мы крутимся, разворачиваемся, тем хуже.

  • - Часто ли вообще бригадам приходится сталкиваться с агрессией? С чем, на ваш взгляд, это связано?

-Сталкиваются действительно часто, а вот назвать причины достаточно сложно. Наверное, сейчас, таково общество. Социальные сети, которые стали в большей степени средствами массовой информации, накручивают людей, в комментариях постоянно проскакивает озлобленность и если случается, какое то происшествие, то людям просто необходимо выбросить в сеть свой негатив. Это растет как ком. И когда приезжаешь, на какой-то вызов, где пациент решил, что бригада ехала долго, то он начинает высказывать претензии с такими эмоциями, без всякого фильтра и цензуры. А врачи тоже люди. Вот человек один раз высказался и забыл, бригада помощь ему оказала, уехала, но мы же едем на следующий вызов. Нужно понимать, что скорая помощь приезжает не только к тебе одному, но у нас и дальше идет рабочий день. А если доктора приедут на такие вызовы десять раз подряд…

  • - Время от времени в городе появляется слух о том, что может быть установлен лимит на вызовы скорой помощи. Это миф?

-Этот слух появляется постоянно, уже не первый год. Такое невозможно. В конституции четко написано – медицинская помощь в стране бесплатная, тем более скорая. Невозможно продумать количество вызовов. Допустим, будет у вас лимит на четыре вызова в год: первый раз вы действительно заболели, вызвали помощь, второй раз вызвали, но оказалось, что болезнь угрозы не представляла, третий раз вы посчитали, что температура угрожает, но это было про ОРЗ, и что дальше? Четвертый раз все 12 месяцев ждать, когда сломаете ногу и понадобится помощь? В любом случае мы принимаем все вызовы и лимитов быть не может.

Читать в полной версии ➔