Бийский рабочий

Зачем уничтожают здравоохранение в провинции

Кажется, в Бийске не осталось людей, которые не столкнулись бы с проблемами в сфере здравоохранения.
Читать в полной версии ➔

Отсутствие талонов к специалистам в интернет-регистратуре, километровые очереди у терапевтов, отказ в проведении плановых операций, длительные сроки ожидания диагностических исследований – это лишь малая толика бед, которые мучают бийчан. Лечить жителей наукограда почти некому. Чиновники рапортуют, что большинство медицинских учреждений города укомплектовано кадрами лишь на 30 %. Что случилось с медиками? Почему они увольняются, переезжают или предпочитают частные клиники? Что вообще происходит в здравоохранении? Давайте разбираться.

 

 

Тотальный контроль

 

Корни сегодняшних проблем нашлись в 2013 году,  тогда здравоохранение перевели на одноканальное финансирование. До этого бюджет каждой больницы пополнялся из нескольких источников, включая федеральные вливания. Теперь все зависит от средств ОМС (обязательное медицинское страхование).

 

Что это значит? Объясню на конкретном примере. Представьте себе обыкновенный бийский стационар. Больница получает денежные средства за каждый «законченный случай», то есть за каждого вылеченного пациента. Ежемесячно истории болезней поступают на проверку (экспертиза качества медицинской помощи), проверяют ход лечения каждого больного. Причем установлена фиксированная оплата на отдельные виды заболеваний.

 

Разработчики вроде бы продумали каждую деталь: лечите хорошо – и вам за это будут платить. На деле получается довольно щекотливая ситуация: видимо, проверяющим выгодно найти ошибки, дефекты в оказании медицинской помощи. Тогда на больницу смогут наложить штрафные санкции, либо существенно снизить сумму выплаты, либо вообще отказать в ней, да еще оштрафовать сверху.

 

Экспертами, кстати, выступают врачи из других медицинских учреждений. Казалось бы, врачебное братство должно работать на них, но когда за историю болезни с найденной ошибкой платят больше, каждый решает для себя сам. Другой вопрос, этично ли создавать такие условия проверки? На условиях анонимности врачи, выступающие экспертами, подтверждают: за историю болезни, признанную безошибочной, платят определенную сумму, если же найдешь ошибку, оплата возрастает ровно в два раза.

 

 

Нищенский оклад

 

Как известно, бюджетники, к которым обыкновенно относят учителей и медиков, никогда не жили хорошо в финансовом плане. Достаточно вспомнить суровые 90-е годы, пикеты у здания городской администрации, куда взрослые, не получающие зарплату полгода, выходили вместе с детьми. Тогда плакаты «Я хочу кушать» в детских ручонках стали суровой пощечиной для руководителей всех мастей. Деньги людям выплатили. Постепенно ситуация вроде бы исправилась.

 

На сегодняшний день реальная зарплата врача складывается из оклада и оплаты дежурств. С 1 апреля 2019 года в сфере здравоохранения отчитались о повышении оклада медикам  чуть ли не на 60 %, итоговая сумма – 9984 рубля. Предусмотрены надбавки: за категорию – 24 %,  за вредность – 4 %, за стаж – 15 %. Плюс районный коэффициент на всю сумму – 15 %. С вычетом подоходного налога 13 %. У врача, имеющего высшую  квалификационную категорию и стаж работы 20 лет, итоговая сумма со всеми надбавками составляет 14284 рублей.

 

Как говорят медики, еще к этой сумме добавляют доплату от губернатора в размере 4350 минус налог. В итоге на руки получают около 18600 рублей. Такую зарплату получает врач, у которого 8-часовой рабочий день. Хочешь зарабатывать больше, придется потрудиться дополнительно. Врачам некуда деваться, приходится соглашаться на многочисленные 16-часовые дежурства (в месяц у многих выходит по 15 дежурств). 

 

 

Усталые ошибки

 

Из-за колоссальных нагрузок в больницах, а в некоторых отделениях укомплектованность штата врачами не достигает и 20 %, увеличивается количество непреднамеренных ошибок. Кто в этом виноват? Уж точно не врачи. Отработав день, они дежурят в ночь и затем часто отправляются не домой отсыпаться, а начинают новый рабочий день. Примерьте ситуацию на себя: сможет ли человек, не спавший более суток, молниеносно, а главное, принять правильное решение?

 

Что говорит нам трудовое законодательство? Такие нагрузки незаконны. Как вы думаете, знают ли о нормах руководители больниц? Сомневаюсь, что не знают!

 

Сами врачи считают, что чиновники попросту не докладывают о сложившейся ситуации на федеральный уровень, боясь за свои зарплаты и должности, ведь, как показывает история, часто за плохую весть голову отрубали именно гонцу.

 

– Не думайте, что мы не писали о нашей ситуации в Москву, – анонимно сообщают врачи. – Вот только система обработки корреспонденции построена так, что письма из регионов переправляют к руководству этих же регионов – разбирайтесь!

 

 

Последний из могикан

 

Вспомните свои школьные годы, кто собирался поступать в медицинские вузы? Самые умные, по-настоящему одаренные ребята, которые обладали отличной памятью, высоким интеллектом, работоспособностью,  усидчивостью. Человеческая жизнь – большая ответственность, а ошибку часто уже не исправить.

 

Сейчас количество желающих стать врачами заметно снизилось, а число специалистов, которые связывают свою жизнь с бийскими больницами, стремится к нулю.

 

Специально разработанная программа «Земский доктор», действительно привлекла в села и деревни выпускников. Правда, они решительно отличаются от профессиональных врачей. В крупных больницах «неопытный молодняк» воспитывают, шлифуя все их умения и навыки, учат работать по-настоящему, помогают, критикуют, поддерживают и дают нагоняй. Уехав в село, получив жилье и подъемные в один миллион рублей, молодые спецы остались самыми главными, но в полном одиночестве. Их никто не учит, в сложных случаях, а такой для них практически каждый, они отправляют пациентов в город, соответственно, увеличивая и без того большую нагрузку на городские больницы.

 

 

Из санитарки в уборщицы

 

В 2018 году край должен был обрадовать президентский приказ о повышении заработной платы младшему медицинскому персоналу – санитаркам. Причем была указана и фактическая сумма ставки, которую с этим повышением теперь должны будут получать все без исключения санитарки, – чуть более 20 тысяч рублей. Ирония в том, что даже у врачей высшей категории такой зарплаты не набиралось. Во избежание массовых увольнений краевое руководство предприняло весьма непопулярное решение: вместо того чтобы добиваться повышения заплаты врачам, всех санитарок в одночасье перевели на должность… уборщиц служебных помещений.

 

 

Среднее арифметическое

 

Многие знают древний анекдот: «Средняя температура по больнице с учетом морга 36,6». В бюджетных организациях среднюю зарплату персонала продолжают высчитывать, используя нехитрое математическое правило: сумма всех чисел множества, деленное на их количество.

 

Как-то к врачам бийской больницы попала региональная дорожная карта. Это документ, который составляется руководством больницы для отчета на федеральном уровне. В нем четко прописаны зарплаты персонала. Вот только суммы были завышены в несколько раз. Оказывается, в итоговую ведомость включена оплата их постоянных дежурств и… в приватном разговоре руководство медицинского учреждения успокаивало возмущенный персонал речами именно о среднем арифметическом. При составлении дорожной карты они действительно складывают зарплаты руководства и обычных врачей, суммы настолько разнятся, что средняя заплата по больнице выходит очень даже неплохой.

 

 

Дефицит кадров

 

Персонал бежит из медицинских учреждений, не выдерживая нагрузок. Нехватка кадров затронула все сферы. Оставшимся врачам приходится замещать освободившиеся вакансии собой. Приходить домой получается редко и только поспать. Работают практически без отпусков, потому что пациентов оставить не на кого.

 

Получается, жизни медики не видят вообще: смена времен года, изменения в политике, праздники, важные семейные события проходят мимо. Зачем нужны деньги, когда их негде и некогда тратить? Что ответить ребенку, который незаметно окончил школу и институт, а ты так и не сводил его ни в зоопарк, ни в бассейн? Думаете, это чистота души или патриотизм? Все гораздо прозаичнее. Последних профессионалов, судя по всему, держит в стенах больниц только льготный стаж. Когда они его выработают, то уйдут на пенсию, и больницы, скорее всего, совсем опустеют. И тогда некому будет спасать людей после автокатастроф, некому прооперировать острый аппендицит, никто не поможет с вашей сломанной ногой.

 

Местная администрация предложила решение: доплаты молодым специалистам, которые придут в городские больницы. На это штатные врачи грозят увольнением. Они считают несправедливым, что власти хотят привлечь неопытных выпускников, а удержать уже имеющийся персонал не считают нужным, который, кстати, и будет учить уму-разуму  и создавать врачей из новеньких.

 

О будущем бийской медицины сами врачи говорят скептически. Некоторые уверены, что в Москве просто не знают о том, что творится в провинции. А многие считают, что всю медицину попросту хотят сделать платной и таким жестким способом внедряют эту мысль в головы простых людей. Правда, в столице нашей страны оклады у докторов в муниципальных поликлиниках и больницах отличаются от бийских в десятки раз, конечно же, в лучшую сторону. Так и напрашивается вывод: а может быть, государственных служащих не волнует здоровье людей именно в провинции?

 

 

P. S. Собирая материал для публикации, наш корреспондент беседовала с врачами, средним медперсоналом, но все они соглашались говорить только на условиях анонимности. Поэтому мы здесь не приводим мнения конкретных людей.

 

 

Читать в полной версии ➔