Значит это кому-нибудь нужно: история одного бийского базарчика
Читать в полной версии ➔Кирилл ШЕБАЛИН, студент АлтГУ
Наверное, в каждом районе города есть своя бабушка, которая сидит на стульчике под зонтиком, и перед ней на маленьком столике стоит тазик с семечками и лотки с конфетками...
Есть такая бабушка и на тресте, кстати, здесь их несколько, целый базарчик. Торгуют ягодой, овощами, конфетами. Сколько себя помню, мы бегали с друзьями через дорогу к ним, даже когда родители еще не разрешали бегать так далеко со двора, покупали конфет рублей на двадцать, и всем хватало их на весь вечер.
Прошли годы, а баба Зоя с приятельницами продает конфеты уже другим пацанам нашего микрорайона. Захотелось узнать о ней побольше. И каково же было мое удивление, когда словоохотливая баба Зоя не захотела давать интервью и рассказать свою историю. Позже выяснилось, что она боится властей города, которые могут ее оштрафовать.
Баба Зоя рассказала:
– Я работала на швейной фабрике, сколько себя помню, пока ее не распродали. Куда деваться? Жить-то надо было. Пошла торговать. Теперь пенсию получаю, а на нее одну не прожить. Дед работать не может, инсульт у него был уже лет 8 назад. Вот и приходится торговать.
Систематически власти города штрафуют продавцов таких стихийных рыночков, а их по городу разбросано немало, на три тысячи рублей. Вернее тех, кто в день икс попался.
К разговору подключились и другие бабушки:
– Приходят они к нам и заставляют уйти торговать на «Димакс». А кому нужен-то, этот «Димакс»? Понастроят ни к селу ни к городу. У нас сил-то еле хватает дойти сюда и обратно, а они туда отправляют. Да и школа у нас тут через дорогу. Детишки бегают, покупают, а там кто будет что-то брать? Вон дядю Женю уже три раза оштрафовали, что за люди-то такие? Нам же жить на что-то надо!
Пенсионеры и сами понимают, что такая уличная торговля незаконна, но что делать, когда есть на что-то надо! Эти люди сидят на трестовском базарчике уже более 20 лет, а баба Зоя – ветеран всем ветеранам, почти 30 лет торгует здесь. Вот и не понимают люди, мол, сроду здесь торговали, никто их не трогал, а последние годы постоянно штрафуют.
– Раньше как было? Подходит к нам, допустим, участковый, что-то запишет, улыбнется и дальше пойдет. Мы спросим: «Можно?», а он ответит: «Да можно, что с вас взять-то, только тихо». А теперь что? Ничего человеческого не осталось, лишь бы денег с бабушек стрясти.
А куда деваться в наше время, рассуждают «нелегалки», если сил каждый божий день ездить торговать туда, где можно, нету, а дома сидеть – с голоду помрешь. Политически подкованные старушки слышали, что Россия занимает одно из худших мест по размеру пенсий – 40-е из 43-х, бьют они фактами, услышанными по телевизору. А средняя пенсия по стране чуть выше 14 тысяч рублей! В Алтайском крае средняя – 12252 рубля за 2017 год по сведениям Алтайкрайстата. И это средняя, страшно представить, сколько людей получают ниже средней! А тут еще штрафы брать с бабушек, которые торгуют конфетками для детей на улице перед школой.
Конечно, по закону нельзя, но одно дело, штрафовать тех, кто рыбу, обсиженную мухами, продает с земли, и совсем другое, – старушку за пакетик конфет. Вообще, я рассуждаю только с моральной точки зрения, чисто по-человечески. Если такие базарчики по 30 лет стоят на одном месте и люди ходят сюда за покупками, значит, нужны они. Может, и в городском законодательстве придумать пунктик для послабления контроля за бабой Зоей?
Присылайте ваши сообщения, фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями, в нашу группу «Бийск – мой город» в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте и Одноклассники (ссылки кликабельны, подписывайтесь!), а также на почту газеты «Бийского рабочего» redaktor@biwork.ru. Не забывайте указывать свой контактный телефон.