Звонок - для учителя: в бийских школах вводят табу на мобильники
В уставах и правилах внутреннего распорядка городских школ все чаще прописывают запрет на пользование телефоном во время учебного процесса.
Причин на то несколько, говорят педагоги. Например, невнимательность учеников, которые то и дело отрывают взгляд от доски и ручку от тетради, чтобы полистать десяток-другой электронных страниц. К тому же учителя уверены – Интернет – непаханое поле информации, которая на самих учениках может отразиться негативно. Кто знает, может быть, на уроке школьник посещает сайты, которые опасны для его психики – говорят педагоги. К тому же, мобильник – не только средство для связи, но и диктофон, фотоаппарат и видеокамера. Сколько в сети можно увидеть роликов, на которых засняли все то, что прежде было скрыто от глаз. И тут не только свидетельства «обид» школьников, но и видео с откровенными издевательствами над учителями. В общем, в телефоне – целая жизнь. Но отнимать время от внимание от учебного процесса она не должна. Другой вопрос – как законодательно оформить запрет на использование телефонов на уроке?
В управлении образования нам пояснили, что, никаких указаний «сверху» о запрете мобильников нет. Как рассказала Валентина Цыганок, главный специалист управления, на сегодня подобные решения могут приниматься школами самостоятельно. Для это достаточно внести изменения или дополнения в устав образовательного учреждения. Кстати, с этим документом можно ознакомиться на сайтах городских школ.
- Отобрать телефон мы не имеем права: это собственность ребенка, собственность семьи, - говорит Светлана Евдокимова, директор школы №18. - Поэтому нужно объяснять, когда пользоваться им можно, а когда нельзя. Это право педагога. Но и родители не должны оставаться в стороне, они тоже должны воздействовать на ребенка.
При этом педагоги говорят, что понимают: когда у ребенка на руках мобильный – они и себя чувствуют спокойнее. Мамы-папы всегда могут отследить, где ребенок, что с ним, зашел он в школу, вышел, поел ли? Другое дело, что это общение не должно проходить во время занятий. Казалось бы, вещь очевидная. Однако, оказывается, об этом приходится напоминать лишний раз – чтобы родители звонили своим чадам исключительно во время перемен.
- Мы понимаем, что на дворе 21 век, и сотовый телефон есть у каждого. Складывается впечатление, что лишь ребенок родился – ему покупают мобильный. Но задача школы сделать так, чтобы эта связь была не во вред, а во благо, - продолжает Светлана Ивановна. - Для того мы приняли локальный акт о правилах пользования мобильной связью в стенах школы. Заходя в нее, ученики должны ставить их либо на виброрежим, либо на беззвучный. Использовать их во время учебного процесса запрещается. Исключения – лишь на тех занятиях, когда нужны дополнительные сведения из Интернета. Тогда смартфон можно использовать в помощь, мы это приветствуем.
Вообще, мобильные телефоны в школе – одна из острейших проблем современной системы образования. Решение на данном этапе нашлось только при ЕГЭ и ОГЭ, то есть на экзаменах. Там действительно добиваются, чтобы таких средств связи у ребят не было. Что касается уроков, включая контрольные и лабораторные работы, - тут смартфоны выручают многих. Вот представьте ситуацию: идет контрольная. Тот, кто посмышленей, все сделал, сфотографировал и тут же переслал другим.
С другой стороны, уже никого не удивляют электронные книги, учебники, интерактивные тетради и прочее. В чем разница? Ведь в том же телефоне с подключенным Интернетом – тысячи всегда доступных книг, которые избавляют от необходимости забивать под завязку школьный рюкзак.
- В тему
Интересно, как выглядят эти запретительные и рекомендательные нормы. Вот, к примеру, выдержка из Правил поведения учащихся в школе №18. С этим документом может ознакомиться каждый желающий. Документ выложен пока от 2018 года. Ничего заоблачного в нем. По телефоны прописало бегло, но, наверное, в ближайшее время этот пункт несколько расширят.
Учащимся запрещается:
- приносить, передавать, использовать в школе и на ее территории оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участников образовательного процесса и деморализовать образовательный процесс;
- приносить, передавать использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам, возгораниям и отравлению;
- иметь неряшливый и вызывающий внешний вид;
- применять физическую силу в отношении других учащихся, работников школы и иных лиц.
Портфели, мобильные телефоны, деньги и другие ценные вещи не оставлять без присмотра (в т. ч. и в гардеробе).
Учащийся должен относиться с уважением к старшим и младшим по возрасту, уступать им дорогу. Учащиеся школы проявляют уважение к старшим, здороваются со всеми взрослыми независимо от того, учат они их или нет, заботятся о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие школьники - младшим, мальчики – девочкам. Споры решают только на принципах уважения чужого мнения, взглядов, убеждений.
- Мнение
Вопрос о законодательном запрете пользования на уроках мобильными телефонами обсуждается и на самом высоком уровне. Вот и министр образования Ольга Васильева обмолвилась, что, может быть, пойти по пути других стран.
Ольга Васильева:
Мы с моим французским коллегой (а у них точно такое же разделение на школу, среднее профессиональное образование и высшее образование) встречались, и в разговоре со мной он рассказал, что готовится такой законопроект. Он рассказал, как он это видит: мобильные телефоны для экстренной связи будут у учителей. Это так называемые телефоны «скорой помощи»). При этом использование детьми смартфонов на уроках вряд ли целесообразно. Возможна ли такая инициатива в России? Прежде всего, надо послушать нашу родительскую общественность. Если вы к ней обратитесь, вы увидите самые полярные мнения. Но большинство сводится к тому, что лежащий рядом для связи телефон все-таки нужен. Но вряд ли он нужен во время обучения. Однако любой запрет «сверху» вызывает реакцию прямо противоположную. Поэтому я думаю, что и во Франции, и в Германии это было в большей степени общественное решение, которое прошло широкое обсуждение. Инициатива была давно: она была услышана, поддержана и доведена до логического завершения. Если вы поговорите с ассоциациями наших родителей, думаю, услышите примерно похожие мнения. Идеи всегда витают в воздухе, и хорошие идеи всегда подхватываются. Решение правильное: малышам точно нечего делать с телефоном на уроках.