Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ценный урок: в благополучии учителей заинтересовано все общество

Сегодня школа берет на себя решение многих проблем. И на учителя возлагается все больше ответственности, но вот о правах говорится мало.

Как сегодня можно защитить учителя в непростой социальной обстановке – об этом наше интервью с председателем профсоюза учителей города Бийска Маргаритой КАРПОВОЙ.

Дефицит кадров и низкие зарплаты взаимосвязаны

  • – Маргарита Борисовна, не секрет, что сегодня растет дефицит учителей. Сколько именно не хватает педагогов в школах Бийска?

– У нас есть конкретные данные по годам. Например, в 2015 году в образовании города не хватало 10 педагогов дошкольного образования и 45 учителей. В прошлом, 2018 году дефицит составил уже 17 «дошкольников» и 64 учителя. На 1 сентября 2019 года нехватка учителей значительно усилилась: если педагогов дошкольного образования не хватало 16, то учителей – уже 112. И больше всего нашим школам не хватает преподавателей английского языка, начальных классов и математики.

  • – Как сегодня обстоят дела с зарплатой педагогов? Выполняются ли майские указы в отношении учителей?

– Президентские указы сменились нацпроектами. И в вопросах зарплаты там стоит задача, чтобы на 100 процентов учительская зарплата равнялась средней по стране. Пока эта цель не достигнута. Есть и другая проблема, когда уровень средней зарплаты достигается за счет увеличения нагрузки на учителя. Сегодня ставка учителя – 18 часов в неделю, но такое количество часов мало кто из учителей ведет. В основном нагрузка гораздо больше.

Профессия учителя отличается от других тем, что у него кроме уроков есть дополнительные обязанности – та же проверка домашнего задания, методическая работа, подготовка к урокам. Это обычно занимает еще столько же времени, что и уроки. Рабочего дня на все это не хватает, и человек продолжает работать дома, в ущерб семейным делам и даже отдыху.

  • – Как профсоюзы решают задачу увеличения зарплат педагогов?

– Для профсоюзов это является одной из основных задач на сегодня. С сентября нынешнего года школы перешли на новую, окладную, систему оплаты труда. Она более простая и понятная. И этого добились профсоюзы. Пока финансово от новой системы оплаты труда выиграли только малокомплектные сельские школы. У них произошла ощутимая прибавка к зарплате.

Сейчас мы добиваемся того, чтобы минимальный оклад хотя бы равнялся МРОТ. И чтобы все остальные добавки шли уже сверху этого. Вообще, профсоюзы давно ратуют за то, чтобы зарплаты бюджетников, включая учителей, и в Бийске, и в Москве были одинаковы. Пока этого не получается. Ведь зарплата учителей – это полномочия региональной власти. А бюджет в Алтайском крае и в богатых регионах совсем разный.

Чем чревато эмоциональное выгорание

  • – Чем грозит перегрузка педагогов в школах?

– Такая ситуация может иметь целый ряд негативных последствий: от потери качества образования до эмоционального выгорания педагогов на работе. Думаю, в перспективе от этого никто не выиграет.

  • – Существуют ли программы по обеспечению жильем молодых педагогов?

– Служебного жилья для молодых учителей нет. Единственное, молодые педагоги, как и все, могут участвовать в программе по получению льготного жилья «Молодая семья». И в Бийске эта программа успешно работает.

  • – Сегодня педагог слабо защищен и со стороны родителей, которые активно жалуются на учителей. Как решаются конфликты с родителями?

– Родители сегодня часто являются активными участниками образовательного процесса. Но они часто, зная свои права, забывают об обязанностях. И эту ситуацию тоже нужно менять.

Как поднять статус педагога и защитить его права

  • – Как учитель может защитить свои права?

– Сегодня в обществе важно поднимать статус педагога. Все чаще СМИ и социальные сети просто с упоением рассказывают и показывают, какие учителя плохие. На педагогов сваливают все проблемы общества, а они и так встречаются с этими проблемами на своей работе каждый день. Поэтому обязательно нужно возрождать образ учителя как человека, очень важного для общества. Без этого сложно изменить ситуацию.

  • – Как профсоюзная организация может помочь учителю, если его права нарушили, например, оскорбили родители или ученики?

– У нас бесплатно работает юрист. Один раз в месяц он для педагогов, членов профсоюза проводит бесплатные консультации. И наши учителя после таких консультаций чувствуют себя гораздо увереннее.

  • – Это все точечное воздействие. Как принципиально можно решить проблему защиты прав учителя, чтобы он себя уверенно чувствовал на работе и шел в школу с радостью?

– Мое личное убеждение: нужно обеспечить достойную заплату учителей. И этого, конечно, недостаточно. Еще более важно возродить высокий статус учителя в обществе. И для этого есть предпосылки – мы ждем уже в новом, 2020 году закон о статусе педагога. Надеемся, что там будут прописаны права педагога и процедура их защиты. Пришло время защищать права не только учеников, но и педагогов.

Ниже некуда

В этом году учителя школ Бийска стали одними из самых низкооплачиваемых в Алтайском крае.

Так, по данным Алтайкрайстата за 9 месяцев 2019 года, средняя зарплата педагогов школ по региону составила примерно 24 тысячи 500 рублей. В Барнауле за это же время средняя зарплата учителей достигла 28 тысяч 500 рублей, Новоалтайска – свыше 27 тысяч 500 рублей. В Бийске же за аналогичный период средняя зарплата школьных учителей сложилась на уровне примерно 24 тысяч 400 рублей. В Бийске, как и Рубцовске, зарплаты учителей оказались самыми низкими среди городов Алтайского края.

Комментарии (10)

1000

Авторизоваться:

Борис Знаков

У нас как всегда преподносится "средняя" зарплата педагога. А мне интересно по какому критерию она считается??? Если реальный педагог с категорией при работе на ставку получает 14000 руб???

Житель
Борис Знаков, есть такая категория руководящий состав и приближённые, плюс бухгалтерия и прочие завхозы. Месячные доходы некоторых директоров и завучей к 100 т.р. приближаются, при этом они не работают на 6-ти дневке, не занимаются проверкой домашнего задания, подготовкой к урокам и т.п. Но так называемые стимулирующие выплаты - идут напрямую через них, т.е. они утверждают и передают списки непосредственно в отдел образования. Поэтому хотя бы для чистоты картины хотелось бы при расчёте "средней" зарплаты ПЕДАГОГА выкидывать из расчёта тех кто преподаванием и не занимается вовсе.
Ответить
Гость

Лицемерие...

Житель

Единственное, молодые педагоги, как и все, могут участвовать в программе по получению льготного жилья «Молодая семья». Просто смех. Ключевое слово - как и ВСЕ. А педагоги дети-сироты могут получить квартиру от государства. Также можно упомянуть педагогов ветеранов ВОВ. Только вот всем этим категориям граждан быть педагогом совершенно не нужно, чтобы попасть под действующие федеральные и муниципальные программы. Да и по программе "Молодая семья" - большой вопрос, учитывая следующее высказывание: "человек продолжает работать дома, в ущерб семейным делам и даже отдыху" - с таким подходом смогут ли они эту семью вообще завести? Плюс программа "Молодая семья" - не даёт квартиру, а даёт субсидию, а в придачу к ней и ипотеку. А сможет ли педагог с той зарплатой, которая на сегодняшний день есть, потянуть эту ипотеку?..

Гость

Вопрос с расчетом средней зарплаты вообще доведен до абсурда в нашей стране, сваливают все в кучу, в смысле зарплат, и получается все неплохо. Так во всех отраслях! И тоже про ипотеку. Даже накопив деньги (или получив помощь от родственников) на первоначальный взнос, молодежь (не важно какой профессии) получает многолетнюю ипотеку, при этом откладывает рождение детей. Потому, что потянуть ее с нашими зарплатами очень тяжело. "Все чаще СМИ и социальные сети просто с упоением рассказывают и показывают, какие учителя плохие." - это проблема всего общества. Тоже не ново! Нужно говорить: Поэтому обязательно нужно возрождать образ ЧЕЛОВЕКА как ЧЕЛОВЕКА, очень важного для общества. Без этого сложно изменить ситуацию. И все же большинство граждан с уважением относится к профессии педагога и благодарны им.