В Бийске заработал градостроительный совет. Именно советы он и должен давать, поскольку законодательно обязать застройщиков и рекламщиков развивать чувство прекрасного через силу не может.
Дома-близнецы
Анатолий Ананьин, член Общественной палаты Бийска, озвучивает мысли, пожалуй, большинства бийчан: «В городе сейчас возводится много жилья. Но эти дома – как братья-близнецы. Если раньше были хрущевки, то сейчас новостройки. Все типичные. А в Барнаул заедете – красавец город! И у нас на архитектуру новых домов надо взглянуть иначе».
Взглянуть можно, уверены в мэрии, но что дальше делать, непонятно. Если в краевой столице значительная часть жилья возводится под продажу, у нас главный двигатель строительства – госпрограммы, прежде всего по переселению из ветхого и аварийного жилья. Расценки – соответствующие.
Как ранее рассказывал застройщик Александр Казаков, у бийчан нет денег, чтобы покупать квартиры в домах, которые востребованы у барнаульцев или новосибирцев. Стоимость квадратного метра жилья в Бийске – 32–33 тыс. руб. А по программе переселения стоимость и того ниже – 30,5 тыс. руб. На эти средства уложиться бы в то, что необходимо в первую очередь, – коммуникации и стены. Кроме того, при строительстве зданий в бийской зоне значительные траты идут на сейсмоустойчивость. Барнаульские рассчитаны на 6 баллов, наши – на 8.
– Дома действительно однотипные, – признает Петр Ионенко, начальник отдела архитектуры и градостроительства. – Выполнение программы требует соблюдения жестких условий. Заселение идет с метра в метр – какая была площадь у переселенцев, такую мы и обязаны предоставить. Это влияет на структурную составляющую домов и архитектурные решения. Застройщики сами уже этим насытились и проявляют другой интерес. Если программа переселения в Бийске продолжится, то не в таких темпах. Будет возможность возводить дома лучшего вида. Но при таком строительстве, то есть по программе, не думаю, что застройщик выполнит шедевры. Надо понимать, что не мы же их проектируем, а архитекторы, которые преподносят готовое решение.
Тайный совет
Влиять на готовое решение должен градостроительный совет, возрождение которого произошло с подачи Виктора Четошникова, назначенного по осени прошлого года главным архитектором края. Он не скрывал – реальных рычагов давления у структуры мало. Решения совета имеют лишь рекомендательный характер. И потому задача муниципальных властей – создать совет таким, чтобы к его авторитетному мнению застройщикам хотелось прислушаться, тем более бийский совет представлен ведущими архитекторами и художниками. Петр Ионенко говорит, что в отличие от предыдущего, расформированного, совета, перед нынешним стоит конкретная задача – формирование облика города. На его оценку будут представляться эскизы будущих зданий, и члены совета должны дать свои рекомендации и предложения, а далее решение за застройщиком – прислушаться к мнению экспертов или нет.
Звучит неплохо, но на конкретный вопрос: «Кто в Бийске утверждает архитектуру города?» – в отделе архитектуры ответ звучит удручающий: «Она не утверждается». И вновь напоминают, что совет – орган рекомендательный. К сожалению, что именно рекомендуют эксперты, узнать непросто. На сайте городской администрации в отделе «Градостроительный совет» последнее обновление протоколов – за декабрь 2014 года. А ведь заседания нового совета проходили уже не раз.
Регламент для балкона
Будут рассматривать на градостроительном совете и менее масштабные проекты, например, о вывесках и рекламе, размещаемых на фасадах зданий. Пытались регламентировать это направление и раньше. Но тут, как правило, начиналась чехарда в законодательстве: кто за что отвечает, было более-менее понятно, а с тем, чтобы разобраться, у кого какие полномочия есть, – совсем беда. Например, из краевого управления по культуре в Бийск то и дело приходят предписания убрать рекламу с памятников архитектуры. Несколько лет назад это побудило горадминистрацию задуматься над тем, чтобы прописать в Правилах благоустройства требования к размещению наружной рекламы. Работать над таким документом начали раньше, а когда вынесли его на согласование с депутатским корпусом, оказалось, что муниципалитет не вправе создавать такие документы.
[caption id="attachment_130148" align="aligncenter" width="800"] В 2014 и 2017 годах после публикации в «БР» с этого здания уже снимали наружную рекламу.[/caption]Сегодня к решению подошли с другой стороны – регламентировать вопросы внешнего вида зданий. В частности, должны появиться паспорта фасадов. Решат собственники многоэтажки разместить у себя на фасаде рекламный баннер, зарабатывая на этом, – нужно оформить соответствующий документ. Там будут оговариваться не только места для наружной рекламы, но и, например, цвет балконов, так как сегодня во многих новостройках жильцы дополнительно сами отделывают балконы, из-за чего нарушается общий внешний вид. Правда, пока не уточняется, когда в городе будут введены упомянутые правила и что конкретно будет в них указано. Однако в настоящее время идет утверждение новых Правил благоустройства города, и хочется надеяться, что на сей раз регламентировать в них размещение наружной рекламы все же удастся.
А пока получается, что единственный рабочий орган, у которого есть реальные полномочия в сфере содержания рекламных баннеров, – это Федеральная антимонопольная служба. У нее есть право признать рекламу ненадлежащий, как это было недавно, например, c магазином пива на улице Мухачева. На внешних витринах были изображения мужчин с кружкой во рту, наполненной пенным напитком. Внимание на это обратил житель города и сообщил об этом в управление. В УФАС рекламу признали ненадлежащей. Правда, причиной стало изображение алкоголя, что законом запрещено, а вот сам «креатив» по результатам опроса управления, негатива не вызвал и оскорбительным признан не был. Зато скелет, уютно кутающийся в красную кожаную куртку и рекламирующий сеть магазинов одежды из кожи и меха, с улиц Бийска «попросили» как неуместный объект рекламы.
Жаль, что со всем информационным и рекламным мусором это не сработает, и, похоже, долго на щитах будут висеть немного устаревшие поздравления с Новым годом и призывы голосовать за депутатов, уже давно прошедших в городскую Думу. Неактуально, но даже ФАС тут бессильна...
Бийские градоначальники о наружной рекламе
Анатолий Мосиевский, глава Бийска, 2009 год: «Сначала рекламу, ту, что есть, нужно привести в порядок, а уже потом увеличивать ее объемы. А то смотришь – на улицах города другой раз не реклама, а порнография какая-то. К тому же залепить весь город рекламными щитами тоже не дело».
Николай Нонко, глава администрации Бийска, 2012 год: «Что скрывать: многие из рекламных баннеров, развешанных по городу, не являются украшением Бийска, за исключением редких моментов, когда они закрывают коммунальное безобразие».
Александр Студеникин, глава Бийска, 2018 год: «Пока мы не переломим сознание руководителей предприятий, организаций, размещающих свою рекламу где бы то ни было, мы еще долго будем бороться с этим. Но не только реклама портит вид города. Это и гаражи на центральных улицах, и несанкционированные торговые точки, и автомобили, с которых ведут торговлю».