«БР» подводит итоги года и предлагает вам еще раз перечитать самые популярные материалы и публикации 2019-го.
В рубрике «Лучшее за год» в течение январских каникул мы будем повторять самые популярные, самые читабельные и самые скандальные материалы года, которые набрали самое большое количество просмотров и комментариев. Предлагаем вспомнить уходящий год вместе!
Пожалуй, самым запоминающимся материалом июня 2019-го года стало размышление на тему: «Куда пропал Евгений Корчагин?» Он набрал 8483 просмотра и его прокомментировали 44 раза. Несмотря на то, что материал рассказывает о предполагаемой судьбе одного из самых одиозных бийских политиков, подоплека статьи куда шире – кто вообще идет в депутаты и зачем, что за люди стремятся во власть. Кстати, судьба Евгения Корчагина до сих пор не известна – последние сведения, которые всплывали о нем в Сети, это то, что он попросил политического убежища в США. Но так ли это на самом деле - мы утверждать не можем.
Опальный экс-депутат может искать себе платежеспособных преемников.
Из простых председателей садоводства всего за пару недель Евгений Корчагин стал человеком, о котором узнала вся страна. Единоросс из Бийска, вдохновившись фильмом «Не послать ли нам гонца?», купил желтый «Запорожец», который прозвал «зюзей», и поехал к президенту за правдой. До президента бийчанин, ожидаемо, не доехал, зато в родной город вернулся исключенной из партии власти звездой. И политическая карьера Корчагина понеслась вперед. Митинги, развешивание плакатов на здании администрации, голодовки и прочее – так Евгений Корчагин стал главным оппозиционером Бийска. И вдруг, он объявил, что ему угрожают и пропал. Куда – мы делаем свои предположения, но для этого нужно внимательно вспомнить путь Евгения Корчагина.
Удачно зашёл
В 2016 году бийчанин «съездил за правдой», а уже через год стало понятно, куда метит человек на «Запорожце». В 2017 году формировался новый состав Думы, но о намерении баллотироваться Корчагин заявил не сразу.
Ход, в общем-то, давно известный в мире маркетинга – искусства продавать. Наверняка многие замечали на федеральных каналах такие трюки – красивый приметный видеоролик, вставленный в рекламный блок, ничего не предлагает. Ты просто им любуешься, в перерыве между пестротой средств для мытья посуды и бесконечными шоколадками. А затем, в один день, неожиданно, в конце этого приметного ролика, вдруг также появляется реклама товара. И это не вызывает возмущения – как долго идет рекламная пауза! – а скорее вызывает интерес. Так вот что это было! На самом же деле, часто так поступают, когда не удалось продать все рекламное время, и каналы «интригуют» зрителя, попутно ища клиента, который выкупит эту историю.
Похоже, с Евгением Корчагиным было так же. За ним, как за роликом без рекламы, наблюдали тысячи. С ним соглашались, ему внимали. Он сумел консолидировать тех, кто устал от политических обещаний и давно перестал разграничивать партии. А тут человек предлагает самим взять все в свои руки, говорит от имени народа – говорит то, что люди давно хотели услышать – о высоких тарифах, об убитых дорогах, о безработице, и на этом фоне о бешеных средствах, направляемых на проекты, вроде «Золотых ворот». И, конечно, о необходимости менять руководство города и края. Он по-настоящему сумел стать своим, не агитируя за себя.
Между тем, раскрученный проект Корчагина уже нашел «клиента». КПРФ, всегда выступавшее флагманом оппозиции, не могла пройти мимо уже готового кадра. Так, накануне выборов в Думу Бийска Евгений Корчагин спешно стал коммунистом и шел в депутаты под красными знаменами.
Сделка была обоюдовыгодной. Кандидата масштаба и известности Корчагина у компартии не было, разве что Константин Шебалин. Корчагин же, встав в красные ряды, подтянул к себе и основную аудиторию, настроенную против еще недавно родной ему «Единой России». Конечно, заявлять такого кандидата можно было лишь на округ, победа на котором была бы прецедентом – округ №6.
Здесь развернулась борьба между главным городским оппозиционером и действующей главой города – между административным ресурсом и новыми, яркими медиатехнологиями.
Когда на участке шел подсчет голосов, даже члены избирательных комиссий удивлялись обилию листов с галочками напротив фамилии «Корчагин». Строка эта, кстати, сильно выделялась на фоне остальных. Как-никак, в перечне «достижений» народного избранника в круглых скобках значилась судимость за кражу, но избирателей это не смутило. Прошлое депутата, действительно, интересное. Статью молодой Корчагин заработал, когда на пару с приятелем залезли в магазин шуб и вытащили оттуда мехов на 170 тыс. руб.
В итоге Лидия Громогласова набрала лишь половину голосов, отданных за Корчагина. Оппозиционер прошел в Думу, и вскоре открестился от своих коммунистических спутников, став беспартийным и «никому ничего не задолжавшим».
Не до округа
Начинал новый депутат за здравие. Первым делом завел себе «мурзика» - так ласково Евгений Корчагин назвал старенький трактор, о покупке которого в кредит тут же рассказал на своем канале на ютубе. Корчагин пообещал, что зимой «мурзик» станет главным помощником депутата. Его действительно, несколько раз видели на округе, в основном рядом со школами. Потом «мурзик» куда-то пропал. Наверное, туда же, куда и желтый «зюзик». Как в театре – сцену отыграли, реквизиты на полку.
Но, оказалось, работать на округе нужно постоянно. Корчагину же это не удалось. То ли не хотелось ограничивать себя рамками района – несолидно это для активиста, «засветившегося» на всю страну, то ли не хватало времени на малый круг избирателей – ведь нужно было продолжать вести канал, переписываться с мэрией и краем, устраивать пикеты, митинги – словом, разглагольствовать.
Округ, конечно, депутату достался не самый проблемный. Главным образом сказалось как раз то, что прежде депутатом по нему была глава города, и самые проблемные моменты к выборной борьбе и избранию Корчагина были подштрихованы: так уже был оговорен ремонт улицы Шевченко, в программу благоустройства заявлены дворы, где будут ремонтировать придомовые проезды, и прочее. С заменой депутата это общение избранника и округа сошло на нет, а ведь консультационная поддержка – одна из основных обязанностей депутата. Они должны выступать посредниками между жителями и исполнительной властью, а их диалог будет иметь толк лишь в одном случае - если он будет конструктивным. Депутат, прославившийся митингами и перебранкой, оказался к этому не способен.
Во всяком случае, от него не шло обращений по непросыхающей луже у школы №20, сформировавшейся на отремонтированной дороге. Когда правила включения дворов в программу благоустройства изменились, и десятки домкомов не успели подать документы на участие, депутат на выручку не пришел. Когда с линии сняли автобусы по маршруту №55, проходящему по спальному району его округа – Корчагин этого и не заметил. Когда во время мусорной реформы округ погряз в отходах – от него не прозвучало ни слова.
С уходом из жизни лидера думских коммунистов Константина Шебалина голос Корчагина, иногда в паре с лидером фракции задававший вопросы, стих вовсе. Скандальный организатор митингов оказался тишайшим депутатом.
Акции его продолжались исключительно за пределами Думы – от развешивания плакатов с очередными призывами до обустройства палаток у стен мэрии. Вот только проку от этого конкретным людям так и не было.
Тут не то что на округ, на заседания Думы-то времени не хватало. Однажды из-за намеренного прогула депутатов, среди которых был и Корчагин, заседание даже пришлось отменить, хотя в повестке значился вопрос выделения дополнительных ассигнований из бюджета, львиная доля которых приходилась на ремонт дорог – как раз то, за что так ратовал депутат.
Впрочем, нельзя исключать, что дело было в элементарном незнании. Перепалку с властями Корчагин освоил давно, а вот работу с документами – похоже, не очень. Так, даже правильно заполнить собственную декларацию о доходах депутат не смог. И если большинство народных избранников занижали данные о своем имуществе, что хотя бы логично объяснимо, то «прибавка» себе лишних 15 тысяч рублей Корчагиным выглядела довольно нелепо.
Дорогие преемники
Повторять прошлогодние ошибки депутат Евгений Корчагин не стал, и когда коллеги по думским креслам сдавали декларации за 2018 год, оппозиционер вообще отказался обнародовать доходы. Почти наверняка можно говорить, что последствия этого шага депутат знал – особенно с учетом того, что декларационный скандал по итогам прошлой кампании еще бушевал вовсю. Конечно, Корчагин понимал, что из депутатов его «попросят», а значит – и был к этому готов.
Вопрос в другом – чем был вызван это шаг? Говорить, что он был в городской Думе «как кость в горле» и ждал, что его будут выдавливать – не приходится. Напротив, Корчагин занял одну из самых удобных позиций – неприметного, удобного депутата. Однако это депутатство, похоже, не принесло ему тех дивидендов, на которые он мог рассчитывать. С этим часто сталкиваются рвущиеся во власть – неизменно встает вопрос: а что с ней делать? Лоббировать было нечего, на поклон никто не шел. Напротив, если раньше Корчагин был «своим» у народа, и спрашивать с него было нечего, то став народным избранником, появились и вопросы – предъявите, что сделали. Можно, конечно, прикрепить ролики с ютуба и фотографии с однодневной голодовки под стенами Думы – но как это напрямую соотносится со статусом депутата?
То, что ему придется покинуть Думу, Корчагин, конечно, знал. То, что в сентябре на его округе пройдет довыборы в городскую Думу – тоже. И снова встанет вопрос – а кто придет на его место?
Довольно популярный предвыборный ход – подключить к кандидату прежнего избранника, который придет и скажет: «Вот мой преемник, голосуйте за него». Кандидатам, готовым заявиться на довыборы по округу №6, от Корчагина такие предложения уже якобы поступали, и, видимо, не за бесплатно. Но чтобы сохранить вид в глазах избирателей и выступать рупором, нужно придать своему уходу достойную причину.
И депутат пропал. Сообщил, что в его адрес поступают угрозы, заинтриговал подписчиков, и вот уже почти месяц не выходит на связь.
Где-то уже это было
Корчагин – проект, безусловно, яркий, но даже для бийской политики – не уникальный. И то, что Евгений Корчагин во многом шел по пути предшественников – очевидно. Так, в свое время на небосклоне местной оппозиции появился Андрей Нагайцев. Давайте проследим параллели.
Долгого пути в политику не было ни у того, ни у другого. Они оба появились «как-то вдруг», как из табакерки, и сразу - с большими амбициями. Ролью «звезды района» никто ограничиваться не хотел. Один сходу заявил, что хочет быть мэром, а потом и губернатором, другой – что собирается открыть глаза президенту.
Оба были активны в медиапространстве. Оба выбирали эпатажные, яркие акции, не несущие никакой практической пользы людям – зато заставляющие лишний раз вспомнить имена организаторов. Оба через митинги, выступления с «броневичков» и протесты прошли в Думу. Правда, еще одного их оппозиционного спутника в местной власти бийчане так и не увидели – Сергея Горра, помощника и активиста, выступавшего в связке и с Нагайцевым, и с Корчагиным.
Но вернемся к параллелям. Когда в тот или иной период интерес к их личностям спадал, оппозиционеры прибегали к проверенному методу: заявляли об угрозах в свой адрес и нападениях. Так, машину Нагайцева обстреливали во время «битвы» за кресло мэра, а Сергея Горра избивали «по политическим мотивам», когда тот вступился за бастующих автоперевозчиков. Вскоре, однако, выяснилось, что свои травмы молодой оппозиционер получил в ночном клубе от спутников девушек, неумеренный интерес к которым начал проявлять.
А потом – тишина. Горр вскоре покинул город, опять же «спасаясь от преследований». Сегодня он в соцсетях публикует миловидные фото с рыбалки. Нагайцев сначала посидел в мэрии – ни много ни мало замглавой по ЖКХ, а затем и вовсе, поняв, что вместо митингов придется работать и не только под прицелом видеокамер, перебрался в Подмосковье. Там он снова попробовал себя в роли чиновника, но затем ушел на общественную работу. Сегодня он много постит про футбол. Назвать его ярым оппозиционером теперь едва ли получится.
Так что, если уже проводить параллели до конца, не исключено, что и Евгений Корчагин в своем одноименном оппозиционном проекте собирается поставить точку. Но уходить «просто так» борцу с системой не положено, а вот под нажимом обстоятельств – будь то угрозы, политические преследования и опасения за жизнь близких – выглядит уже не так жалко, как откровенно расписаться в собственном бессилии и окончательной потере интереса к классовой борьбе.
Жаль только тех, кто искренне верил, что пришел новый формат политика, заступника народа. От них, по всей видимости, чаще всего придется слышать: «И этот оказался таким же»…
Неужели это "лучшее за год"?