Владимир Путин поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру проработать вопрос прокладки в Китай газопровода, пролегающий через Монголию.
«Газпром» может временно отказаться от строительства газопровода из России в Китай через Алтай и сосредоточиться на более протяженном транзитном маршруте через Монголию. О поддержке альтернативного маршрута заявил премьер Монголии на переговорах в Москве с руководством РФ и «Газпрома», сообщает «Коммерсантъ».
По оценкам аналитиков, на проектирование маршрута может уйти один-два года, на строительство — еще четыре-пять лет, за это время «Газпром», вероятно, успеет решить проблему ресурсной базы.
Транзит через Монголию является альтернативой поставок российского газа через Алтай (до 30 млрд кубометров в год). Этот вариант (так называемый западный маршрут) обсуждается уже с начала 2000-х годов, так как представляет собой кратчайшее расстояние между основными месторождениями «Газпрома» в Западной Сибири и границей с Китаем. Кроме того, это позволило бы «Газпрому» перебрасывать объемы между рынками Европы и Китая. Однако проект до сих пор не реализован, и в 2014 году «Газпром» и китайская CNPC предпочли ему «восточный маршрут» — соответствующий газопровод «Сила Сибири» был введен 2 декабря.
У маршрута через Алтай якобы есть минусы.
Во-первых, газ придет в малонаселенную западную часть Китая, откуда его придется транспортировать в центр и на восток страны. Во-вторых, труба через Алтай технически труднореализуема, поскольку на последнем отрезке пролегает через горный массив. С другой стороны, маршрут через Монголию позволит сразу привести газ в Северо-Восточный Китай, в частности в район Пекина, а прокладка газопровода в степи обойдется дешевле. Однако такой вариант означает транзитные риски, последствия которых «Газпрому» прекрасно известны на примере отношений с Украиной и Белоруссией.
Монгольский маршрут обладает важными преимуществами: он короче на тысячу километров и прокладывать его придется по освоенной территории России и удобной монгольской степи. Также газопровод замкнет единую газовую сеть, по которой топливо будет идти как в Европу, так и в Азию, и на Дальний Восток, соединившись в Иркутске с «Силой Сибири». Еще одним плюсом станет то, что маршрут, в отличие от «Алтая», большей частью пройдет по территории РФ, а не КНР, обеспечив заказами российских подрядчиков.
Напомним также, что среди прочих аргументов, критики газопровода «Алтай» указывали на то, что его собираются провести через плато Укок, входящее в список объектов всемирного наследия Юнеско. Кроме того, труба должна была проходить через зоны сейсмической активности.
- Монгольский маршрут: Ямал – Томск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин.
Если только будут планы по строительству через Монголию, то там очень быстро появятся американские "советники", а нам нужны тут такие соседи как в Укруине? Интересно, просчитали ли такие риски Россия и Китай?