Вопрос о состоянии промплощадок «Полиэкса» был поднят во время форума Минприроды.
Промзона на трубе
На прошлой неделе Владимир Попрядухин, министр природных ресурсов и экологии Алтайского края, на официальном сайте региона ответил на вопросы жителей.
Так, один из вопросов поступил из Бийска от эколога Сергея Белоконя: «Когда будет ликвидирована опасность от бывших площадок «Полиэкса» – прудка-отстойника и площадки сжигания, попавших в программу «Экология»? Почему забыли о более взрывопожароопасном объекте – спецканализации «Полиэкса», расположенной между «Алтайским бройлером» и ТЭЦ? Когда он попадет под охрану и утилизацию?»
«БР» попросил Сергея Леонидовича поподробнее рассказать о проблеме:
– В последние годы заговорили об обеспечении безопасности на бывшем отстойнике и площадке сжигания. Это хорошо, но ни в одной действующей программе не указаны меры по утилизации коллоксилина из труб спецканализации предприятия. А они буквально забиты этим веществом. Если не вдаваться глубоко в химию, а говорить просто, коллоксилин – один из составляющих элементов пороха. И что самое главное, время не влияет на его способность к воспламенению. Мы проводили эксперимент: вещество сохранило все свои свойства. Для взрыва достаточно искры. Иными словами, у нас прямо рядом с городом лежит бомба замедленного действия. По территории бывшего «Полиэкса» тянутся трубы длиной в несколько сотен метров, полные коллоксилина. И они расположены не так глубоко – 2–3 метра под землей. Вопрос, что делать с ними, поднимается не первый год, прежде всего ветеранами военно-промышленного комплекса, которые хорошо понимают, какую опасность представляет коллоксилин. А ответа по-прежнему нет. А ведь в промзону заходят все новые предприятия, ТЭЦ расположена там же.
На пороховой бочке?
Когда-то Бийский химкомбинат, затем ставший «Полиэксом», был одним из градообразующих предприятий. В лучшие годы там работало почти 40 тысяч бийчан, а территории, которые сегодня больше напоминают локации для фильмов о техногенной катастрофе, были совсем иными – с постройками, дорогами, клумбами, зеленью и, конечно, огромным количеством людей. Ветераны оборонки говорят, что территория комбината когда-то напоминала скорее санаторий, чем оборонный комплекс. Сейчас – одна разруха. И разруха опасная.
На чем стоят остатки «Полиэкса», несколько лет назад «БР» рассказывал Геннадий Хомяков, главный энергетик Бийского химического комбината. Тогда широкая аудитория в Бийске вновь услышала подзабытое слово «коллоксилин».
«Пороховая бочка на восточной площадке сохранилась до сих пор, – рассказывал Геннадий Хомяков. – В подземной части находятся канализационные сети, которые состоят из керамических труб. И эта канализация находится сегодня в целости и сохранности. По трубам диаметром 500 мм транспортировался коллоксилин в больших объемах. Эти две трубы забиты коллоксилиновой массой! По моим расчетам, там находится около 50 тонн этого вещества. Я эту канализационную систему как свои пять пальцев знаю».
В начале 10-х годов ФНПЦ «Алтай» провел обследование объектов, находящихся на территории военно-промышленного комплекса. Всюду был обнаружен коллоксилин. Счет идет на сотни тонн с учетом озера-отстойника и площадки для сжигания отходов производства. Кстати, по результатам той же проверки были выявлены и другие факты. Например, известно, что в 2004–2005 годах на рельеф местности из нержавеющих емкостей-хранилищ было вылито 770 тонн серной, азотной и других отработанных кислот.
Долго и дорого
Почти все время, сколько проблему недоброго наследия «Полиэкса» поднимают ветераны военно-промышленного комплекса и экологи, столько «сверху» слышны призывы не политизировать тему. Краевые чиновники и инспекторы не раз подчеркивали, что весьма скептически относятся к деятельности бийских общественников. По их словами, опасность содержимого озера и канализации для населения Бийска сильно преувеличена: хранилище коллоксилина засыпано землей. Предполагается, что в законсервированном состоянии оно будет находиться до начала работ по утилизации.
Надо отметить, что начало этих работ постоянно переносится.
Еще в 2011 году в администрации Алтайского края заявляли, что очистка территории бывшего «Полиэкса» может войти в федеральную программу экологической безопасности России, которая стартует в 2012 году. Не вошел.
В 2013 году вновь оценивали, во сколько бы обошлась утилизация промышленных отходов «Полиэкса». Оказалось, сумма не просто сопоставимая с городским бюджетом, но и его превышающая – более 2,5 млрд руб.
В середине 10-х годов вновь говорили о проблеме. Но тогда даже рассчитывать было не на что. Экологическая программа была приостановлена на волне кризиса. В мэрии указывали даже на «альтернативные» пути решения – найти инвестора, которому можно было бы передать земли химкомбината, при условии, что тот проведет на них рекультивацию. Желающих не нашлось, что неудивительно.
При этом в промзоне, на прилегающих территориях, более безопасных, развиваются предприятия – счет подходит к пяти десяткам.
Ещё один срок
В ближайшее время вопрос должен решиться лишь частично. Так, озеро-отстойник, где скапливались отходы предприятия, это озеро еще называют «мертвым», все-таки должны ликвидировать. Как пояснил министр природных ресурсов и экологии, ликвидация озера-отстойника и площадки сжигания на территории бывшего «Полиэкса» значатся в федеральной программе «Чистая страна».
Все это пройдет в рамках нацпроекта «Экология». А вот со спецканализацией пока все туманно.
По информации Росимущества, в настоящее время продолжаются работы по оценке стоимости проведения изыскательских работ в целях определения других приоритетных участков для проведения рекультивации, в том числе на участке между «Алтайским бройлером» и ТЭЦ. Иными словами, сейчас оценивают, сколько будет стоить план дальнейших работ, если на них когда-либо найдутся деньги. Пока же Росимущество предусмотрело финансирование в 2020 году для оказания услуг по охране объектов на площадках бывшего «Полиэкса» от проникновения посторонних лиц.
Справка
Строительство Бийского химкомбината началось в 1953 году. Тогда он назывался «П/я № 47». Основная продукция – вещества и химические соединения спецназначения, электроизоляционный материал, мастика, средства бытовой химии, линолеум. В конце 80-х годов расширен выпуск продукции гражданского назначения. Выпускаются также охотничьи патроны, пожарные рукава, нитроэмали, лаки, гидроизолирующие материалы. Комбинат имеет свой жилой поселок и комплекс оздоровительных учреждений. В середине 90-х годов предприятие было приватизировано трудовым коллективом. В 2001 году 9 % акций приобретает частная компания ЗАО «Внешнеэкономическое сотрудничество». К концу года новым акционерам принадлежат уже 51 % акций Бийского химкомбината. В январе 2003 года решением арбитражного суда на «Полиэксе» назначено конкурсное наблюдение. В 2007 году ОАО «Полиэкс» признано банкротом и ликвидировано.
Вот таки не пойму - ОТКУДА в трубах коллоксилин? Он там застрял? Или как? Как процесс технологический шёл, а потом ррраз! и всё остановили, все разбежались, а он там остался и уже 25 лет лежит? Или его выпускали столько много, что не успевали с другой стороны трубы вынимать? Похоже на бред...