Выбирать, какой язык начнут осваивать школьники, будет руководство учебного заведения.
Разговоры о введении в расписание школьников еще одного иностранного языка ведутся уже давно. Да и стандартом общего образования, по которому российские школы работают еще с 2015 года, предполагалось обязательное изучение второго иностранного. Если тогда нововведение было не обязательным и приходило в школы постепенно, то в этом учебном году на втором иностранном должны заговорить уже все школьники.
Коснется новый предмет учащихся с 5 по 9 классы, теперь их и без того загруженное расписание дополнят минимум два урока. Выбирать, какой язык начнут осваивать школьники, предоставили руководству учебного заведения. Это решение, конечно, исходит не из личных предпочтений директора школы, а из кадровых возможностей. Факультеты иностранных языков, кстати, сейчас выпускают специалистов уже готовых обучать школьников двум иностранным.
- Наш институт давно ведет подготовку бакалавров по двум профилям, - поясняет Ирина Исаева, директор института гуманитарного образования Бийского педуниверситета. – Поэтому наши выпускники могут преподавать два иностранных языка: английский и китайский, английский и немецкий. Все-таки в наше время любой образованный человек обязан знать несколько языков, и речь о владении английским уже даже не идет.
Требования к уровню, которым должны будут овладеть ученики невысоки. Несмотря на то, что выбор содержания предмета также предоставляется образовательной организации, большинство школ все же ограничатся базовыми знаниями. Детей научат излагать свои мысли на иностранном языке, познакомят с культурными особенностями страны, чтобы в дальнейшем школьник сам мог решить, заинтересован ли он в углубленном изучении языка и хочет ли его продолжать. При этом оценка по новому предмету появится в аттестатах наравнее с другими дисциплинами. Так, уже в 2020 году девятиклассники получат документ об основном общем образовании с отметкой по второму иностранному.
- В нашем учебном заведении с этого года школьники будут изучать немецкий язык, два часа в неделю, - говорит Инна Рыжкова, директор гимназии № 1. – У нас есть учителя, которые владеют помимо английского и немецким языком, поэтому выбор пал на него. Хотя у нас есть и свободные вакансии, на которые мы могли бы взять новых педагогов и ввести изучение другого языка, но, к сожалению, сейчас кандидатов на эти должности немного.
На вопрос о том, какой из иностранных языков освоить школьникам будет проще, специалисты отмечают – немецкий или французский.
- Немецкий язык школьникам, изучающим с начальных классов английский, будет даваться проще всего, - поясняет Ирина Исаева, - эти языки родственные, а потому многое в них, похоже. Также одним из доступных для изучения является французский язык: большое количество английских слов в период после Нормандского завоевания были заимствованы из французского. Поэтому детям, которые уже знают грамматику английского, будет несложно освоить базовый уровень языка, родственной ему группы.
Большинство родителей, которые накануне учебного года активно обсуждают нововведение, пока ко второму иностранному относятся негативно. Основные претензии – и без того большая нагрузка на школьников. Но есть и те, кто возможность выучить еще один язык бесплатно, считают удачей.
Чем обусловлена необходимость изучения второго языка??? В общеобразовательных школах один язык выучить на уровень "разговорного без словаря" целое достижение. Может лучше нынешнюю систему довести до совершенства и затем вводить что-то новое?