Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Вес ранца и режим дня: Роспотребнадзор разработал рекомендации для школьников

Специалисты указали, на что стоит обратить внимание родителям и ученикам при подготовке к началу учебного года.

Помимо контроля за успеваемостью школьника, родителям не стоит забывать и о его самочувствии и психологическом настрое. Как утверждают специалисты Роспотребнадзора, состояние ребенка во многом зависит от факторов, на которые мы зачастую не обращаем внимание. При этом грамотно организованный день школьника, соответствующе устроенное окружающее пространство быстро принесут положительные изменения в настрое ребенка.

 

Не тяжелее четырех кг

Вес, который должен нести ребенок не должен превышать 10 % от его собственного веса, сообщают специалисты. Так, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг. И если старшеклассники возможно и, правда, ежедневно не поднимают более 4 килограмм, так как они обычно избирательно подходят к сбору школьной сумки, складывая туда только максимально необходимое, то вес ранца первоклашки вряд ли не превышает 1,5 кг.

 

 

Сложив в рюкзак только 5 учебников, на весах мы увидели цифру 2 килограмма 600 граммов, то есть один учебник уже весит полкило. Если сложить в портфель школьника хотя бы три книги и добавить к ним прописи, рабочие тетради и письменные принадлежности – вес явно превысит рекомендуемый. Понимая проблему большой нагрузки на спину ребенка, на встречу идут педагоги.

- Некоторые учителя разрешают детям оставлять папки для ИЗО и уроков технологии в классах, - говорит Елена Мартемьянова, учитель начальных классов, – для этого делают даже специальные полочки. Тут есть и свои минусы: детки маленькие делают все второпях и не очень аккуратно, в результате в папках бардак, на полках тоже, краски текут, природные материалы портятся. Для других предметов есть вариант носить учебники по очереди, с кем сидишь. Учителя обычно не против этого, только могут возникать трудности, если, например, пересаживаешь кого-то из-за поведения.

В целях профилактики нарушения осанки Роспотребнадзор рекомендует учащимся  начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках, второй — для приготовления домашних заданий. Это скорее фантастика, говорят педагоги, так как наполненность классов сейчас большая, а школьные библиотеки не обладают таким количеством учебников. Получается, что единственный вариант для особенно обеспокоенных родителей, за свой счет приобрести еще один комплект учебников.

 

Утро - с зарядки

Отдельное внимание специалисты обращают на режим дня школьника. По их мнение, основными элементами режима дня школьника являются правильное чередование учебы и отдыха, регулярный прием пищи, сон определенной продолжительности с точным временем подъема и отхода ко сну. Кроме того, в режим дня включается время, необходимое для утренней гимнастики и гигиенических процедур, приготовления домашних заданий, отдыха и прогулок.

 

 

Итак, после пробуждения в течение 10-15 минут школьнику рекомендуют делать зарядку, она позволит организму активно включиться в работу. Завтрак ученика должен быть горячим и довольно плотным. Вообще, пищу ребенку лучше принимать 4-5 раз в день через 3,5-4 часа.

После школы приступать к домашнему заданию советуют через 1,5-2 часа, так как ребенку необходим отдых для восстановления сил. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Они являются наиболее эффективным видом отдыха, поскольку помогают насытить кровь кислородом, восполнить недостаток ультрафиолета, и в целом закалить организм. Гулять желательно несколько раз в день: до приготовления уроков, после них и перед сном. Рекомендуемая продолжительность активного отдыха на воздухе для младших школьников – 3-3,5 часа в день.

 

На приготовление уроков школьникам младших классов нужно отводить 1,5-2 часа, ученики средних классов затрачивают на это 2-3 часа, а старшим школьникам необходимо 3-4 часа. Оптимальным для того, чтобы сесть за уроки называют время с 16 до 18 часов, когда информация усваивается лучше всего. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуют с наименее сложных заданий, в процессе следует делать 15-минутные перерывы через каждые 30-40 минут. Не стоит забывать и об атмосфере в доме, когда ребенок занимается учебой: любой шум – это добавочная нагрузка для мозга, из-за которой утомляемость наступает быстрее.

 

Большое влияние на состояние здоровья школьника оказывает и количество, и качество сна.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

 

Для преодоления проблем с засыпанием ребенка специалисты рекомендуют ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки (ритуал): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

 

Следим за рабочим местом

Беспокоясь о здоровье своего ученика, обратите внимание и на его рабочее пространство. Дома у ребенка должно быть постоянное место для приготовления домашних заданий, однако не менее важно, чтобы учебное место отвечало гигиеническим требованиям, в противном случае можно нанести непоправимый вред гармоничному физическому развитию детей, их осанке, зрению и опорно-двигательному аппарату.

 

Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка, иначе увеличивается наклон туловища при посадке, развивается его асимметрия, растет напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы. Если ребенок правша, то дневной свет от окна должен падать на рабочую поверхность стола слева, если ребёнок левша, то – справа.

 

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол в тазобедренном и в коленном суставах. При работе с книгами и тетрадями расстояние от них их до глаз должно быть не менее 30 см. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка.

 

Интересно, что в цветовой гамме следует избегать чрезмерно темных цветов, которые будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии детей. Рекомендуемые цвета мебели: желтый, светло-зеленый, голубовато-зеленый, серовато-голубой, голубой, зеленовато-желтый. Поверхность рабочей области должна быть матовой, так как блестящие поверхности оказывают слепящее действие на сетчатку и снижают остроту зрения.

Комментарии (3)

1000

Авторизоваться:

Елена

А ведь много дополнительных учебников не нужно было бы, чтобы разгрузить школьные ранцы. Всего по одному на парту для одного класса из параллели. Т.е. 14-15 по каждому курсу. Нередко бывает, что вес ранца приближается к 7 кг (с учетом воды, сменки, каких-нибудь дополнительных книг, пособий по предмету).

Алена

И в старших классах носят не подъёмные рюкзаки. Так как не принёс учебник 2 ставят. И по фигу, что у соседа есть. Вот и кому не все равно на оценки тащат весь комплект. А это только по математике 2 учебника теория и практика, по русскому языку 2 учебника. А уроков 6. Там такая тяжесть получается. Я в свое время училась ходила с пакетом, учителя не требовали с нас с каждого учебник, лишь бы был один на парте. И таскали по три учебника, договорились и все. А тут некоторые учителя на принцип идут.

Виктория

Электронные книги?..