Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Почти втрое за год увеличилось число бийчан, попавшихся на уловки мошенников

Почти втрое за год увеличилось число бийчан, попавшихся на уловки мошенников

От действий мошенников в Бийске страдают люди не столько пожилого возраста, сколько социально активного.

Почему и как бийчане теряют суммы, копить которые приходилось десятилетиями, кем представляются современные Остапы Бендеры и почему нельзя подолгу рефлексировать после встречи с ними – об этом говорим с Иваном ЯЗЫКОВЫМ, начальником МУ МВД России «Бийское».

Иван Языков.
Иван Языков.
  • – Иван Сергеевич, столько раз уже говорилось про уловки мошенников. Неужели бийчане продолжают покупаться на них?

– Да, как ни печально. Скажу даже: жертв мошенников стало больше в разы. Если к аналогичному периоду 2018 года мы фиксировали чуть более сотни фактов мошенничества, то в этом году показатели уже подбираются к тремстам.

  • – Мы привыкли, что излюбленная схема мошенников – представиться родственником, сказать, что он в беде и срочно нужны деньги. Такие приемы еще актуальны или на смену «классике» приходит что-то новое?

– Такие схемы по-прежнему применяются, но такой популярностью, как прежде, уже не пользуются. Сегодня подобные приемы занимают около десяти процентов от всех случаев. Спектр приемов мошенников стал гораздо шире. Так, атака сейчас ведется в первую очередь на ваш банковский счет. Вам звонит человек, как правило, очень убедительный, и говорит, что вашу карту пытаются взломать мошенники. Он предлагает вам свою помощь, и чтобы якобы обезопасить себя, вам нужно через телефон провести ряд манипуляций. А в результате таких действий со счета списываются все средства.

Другая распространенная схема – внесение задатка за приобретаемое у вас имущество. Например, человек дает объявление о продаже чего-либо, чаще всего на популярных сайтах. Вскоре его номер набирает потенциальный «покупатель», который хочет сделать либо предоплату, либо целиком перевести деньги на ваш счет, и подсказывает, что нужно сделать. И так, слово за слово, человек, сам того не замечая, называет номера карты, счета, приходящие коды. Результат тот же – ваши деньги уходят мошенникам.

Еще одна относительно новая схема стала активно применяться мошенниками с минувшего лета – якобы компенсация за что-либо. Тут вспоминают и пирамиды вроде «МММ», и приобретенные лекарства, и прочее. Причем суммы компенсаций колоссальные – миллион, два миллиона. Сейчас придумали новую «компенсацию», положенную всем жителям России. Далее высылаются контакты тех, с кем нужно связаться для получения компенсации. А дальше – все то же самое, что и в предыдущих схемах: номера карты, коды и прочее. Кстати, мы отметили интересную тенденцию: звонки от таких мошенников поступают с понедельника по пятницу, то есть люди как на работу ходят.

  • – Когда о таких приемах слышишь со стороны, кажется, что даже звучит смешно – неужели кто-то поверит. Но когда в реальности раздается такой звонок, человек теряется, хотя был уверен, что он-то на удочку мошенников точно не попадет. Почему так происходит?

– Во-первых, как раз срабатывает тот фактор уверенности: со мной такого никогда не случится, я сразу пойму, что передо мной мошенник. Оказывается, на практике понять это гораздо сложнее. Второй важный момент, который провоцирует такие случаи, как бы жестко это не звучало, – жажда наживы со стороны самих будущих жертв. Слыша о каких-то миллионных компенсациях, люди в этот момент теряют голову, действительно верят, что им придут эти суммы, и они мысленно уже начинают их тратить. Ну и третье, никто не отменял психологический подход, умение быть убедительным, такими навыками мошенники овладели уже давно. Они говорят грамотно, вежливо, спокойным, размеренным голосом – и многие веят, что с ними действительно общается банковский работник или представитель какого-то ведомства. Совокупность этих факторов и заставляет жертву действовать так, как действовать нельзя: сообщать о себе все персональные данные (их, кстати, многие выкладывают в социальных сетях), передавать данные своего телефона, открывать доступ в мобильный банк и прочее. По практике могу сказать точно: лучший способ спасти свои накопления – даже не вступать в такие переговоры. Повесьте трубку, не дайте этим людям продолжить диалог, успокойтесь, подумайте – и вы поймете, что поступили правильно.

  • – Вы упомянули социальные сети. Но ими пользуются люди социально активного возраста. Разве не только пожилые люди становятся жертвами мошенников?

– Это еще один стереотип, от которого обществу надо избавиться. Раньше действительно было так. Достаточно вспомнить самые частые уловки мошенников – смс на тему: в беду, аварию попали сын, дочь, внуки. То есть понятно, на кого были ориентированы такие сообщения. Кстати, во многом бороться с этим помогли профилактические мероприятия – различные памятки, ликбезы, сообщения через СМИ. Работники банков тоже много усилий прилагали: людей приходилось даже у банкоматов останавливать, уговаривать подумать – не мошенник ли просит перевести деньги. Помогло. Люди старшего возраста стали более бдительными. Сегодня жертвами мошенников становится как раз социально активное население от 35 до 60 лет, то есть те, у кого могут быть денежные средства.

  • – Откуда чаще всего сами мошенники?

– География обширна. Нам, на Алтай, звонят обычно из других регионов. Наши сотрудники выезжали в командировки 15 раз – Москва, Калуга, Марий Эл, Кемерово, Самара, Краснодар. Это осложняет работу, и вернуть переведенные средства будет крайне сложно, иногда невозможно. А суммы серьезные. Самая большая сумма, которую так потерял один бийчанин, – 1,8 миллиона рублей. Нужно понимать: вступая в такой диалог, вы в считаные минуты можете потерять все, накоплением чего занимались несколько десятилетий.

  • – Если беда случилась, человек свои деньги потерял, куда идти, к кому обращаться? Начинать с полиции или с банка?

– Начинать надо с полиции. Это отношения потерпевшего и злоумышленника. Банк из этой цепочки, по сути, выключен, потому что гражданин переводит деньги добровольно и делает это, как правило, через телефон или личный кабинет на сайте. Если раньше целью мошенников было довести жертву до банкомата, то сегодня нужды в этом нет – все манипуляции со своим счетом можно проделать через мобильный телефон. При этом сами люди даже не всегда понимают, что именно они делают, следуя инструкциям, которые им дает собеседник. Отдельно хочу отметить: обращаться к правоохранителям нужно незамедлительно. Многие идут в полицию не в первый день, как поняли, что перевели свои деньги мошенникам, собираются с мыслями, стесняются признаться, что попались на уловку. А время упущено. Стесняться не нужно – ваши накопления на банковском счете, на карте – это точно такое же имущество, как кошелек в сумке или велосипед. Не нужно думать, что добраться до них сложнее.

Комментарии (4)

1000

Авторизоваться:

Натали

Как не звучит парадоксально, но сейчас, в век технологий, мы стали более уязвимы. Раньше лежали деньги на книжке и только под дулом заставили бы снять. А теперь ещё и придумали, что воспользоваться картой можно с помощью голоса, есть такая программа. Так вот, мошенники придумали новый способ, звонят и вынуждают утвердительно сказать "да" и деньги с вашего счета побежали.. В общем, может я и старомодная, но я даже функцию расчёта с телефона не активировал, всякое бывает, от греха подальше...

пробел
Натали , вы старомодная, раз считаете, что записав слово да, можно снять деньги. И глупая, вы точно попадёте на развод.
Ответить
Алла
пробел, это вы не далёкий, видимо. Есть такая функция на смартфонах, что рассчитаться картой можно голосовым методом, так же, как внести данные вашей карты, что сейчас происходит повсеместно. Так, как, например, разблокировка телефона с помощью карты! Мошенники, зная об этом взламывают этот принцип и при утвердительном Да, на Ваш тембр голоса, деньги списываются. Так что, это вы как раз и можете быть одурачены, раз не знаете об этом
Ответить
Либерал

Как же людям стать умнее, чтоб не попасть на уловки мошенников, если тем временем на Первом канале учат как правильно какать?