Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Закон в продуктовой корзинке: как, отправившись в магазин, не заплатить лишнего

Вспоминаем, что мы вправе требовать в магазине, а что – нет.

 

В одном из барнаульских сетевых магазинов произошел конфликт между пожилой покупательницей и охранником. Женщина решила попробовать виноград, съела одну ягодку. Находившийся в зале охранник отчитал покупательницу. Затем потребовал оплатить съеденный товар. Другую виноградину, для этого специально оторванную от грозди, взвесили и посчитали стоимость. Вышло 1 рубль 20 копеек. Ситуация неприятная, но она породила дискуссию: на что имеет право покупатель, а на что – нет. Ликбез для читателей «БР» проводит независимый эксперт Елена Макеева.

 

 

– Елена Владимировна, можно ли попробовать мелкие фрукты, например виноград, а также семечки, орешки, прежде чем купить? Ведь многие так делают…

 

– На самом деле, действительно, покупатели часто хотят знать, какие на вкус фрукты, которые они намереваются приобрести. Вкусный ли виноград? Некислые ли яблоки? Ведь вкус не является причиной возврата. То есть если вы купили виноград, а он вам не понравился, вы не можете его вернуть, если при этом он надлежащего качества. Таков закон о защите прав потребителей. В то же время с юридической точки зрения товар, который еще не оплачен, принадлежит магазину. И можно сказать, что речь в таком случае идет о краже. Даже если это одна виноградинка. Ну и конечно, не нужно забывать, что такие фрукты не мытые, могут быть обработаны различными составами для продления хранения, что в свою очередь небезопасно. Если уж хочется попробовать – спросите продавца. Многие идут навстречу. К тому же на рынках или в небольших магазинчиках такой подход часто практикуют. В противном случае дело на такого покупателя, конечно, не заведут, но неприятные упреки, возможно, будут. С другой стороны, чем, собственно, фрукты или орешки отличаются от других товаров? Ту же колбасу покупатели ведь не надкусывают, чтобы понять, понравится она или нет.

 

– Нередко продают, например, подгнивший банан на связке или кочан капусты с подпорченными листьями. Многие, прежде чем взвесить товар, отрывают их, чтобы не платить за гниль. Сотрудники зала и даже охрана при этом часто высказывают недовольство. А вообще, покупатель может так действовать?

 

– Во-первых, в данном случае налицо нарушение магазином закона о защите прав потребителей. Перед выкладкой товара в торговый зал работники магазина должны проверить его так называемую доброкачественность. Например, для плодоовощной продукции есть свои правила. По ним гниль – это признак некачественного товара. Поэтому в магазине такие листья должны убирать самостоятельно и вовремя. Во-вторых, и покупатель не обязан платить за гниль. Он может выбрать качественный товар. Почему для этого не оторвать лист-другой? Если, конечно, этот товар продается на разновес.

 

– А кстати, кто должен взвешивать товар, который продается на разновес? Во многих магазинах на весах стоят таблички, что товар взвешивают продавцы при оплате на кассах. То есть покупатель не знает, сколько он должен за товар, пока не услышит сумму.

 

– Законодательством закреплено, что весы в торговом зале стоять должны. Собственно, для этих целей они и нужны, такие весы называются контрольные. То есть покупатель может узнать массу покупаемого товара и примерно прикинуть его стоимость.

Другое дело, если таких весов в магазине вообще нет – речь идет о нарушении. Тогда нужно обращаться к администратору. Возможно, выход будет найден: например, покупателю могут предложить взвесить товар на весах, которыми пользуются продавцы. А если договориться не получается – делайте запись в книге отзывов и предложений.

 

– А такие книги еще существуют и кто их читает – администрация магазина или контролирующие органы? Сегодня многие в качестве альтернативы выкладывают в социальные сети фото с санитарными нарушениями – например, таракан на хлебе и прочее. Огласку факт получает. И неизвестно, предпринимаются ли меры по устранению подобного.

 

– Это отголоски нашего времени. Действительно, из соцсетей о том или ином факте люди узнают быстрее, чем из книги отзывов и предложений. Для магазинов это повод не расслабляться, ведь о происшествии узнают не только контролирующие органы, но и другие покупатели. Но книга отзывов и предложений существует. Никто ее не отменял. Такая книга обязательно должна быть, если предприятие занимается розничной торговлей. Предоставить ее вам должны по первому требованию. Ее читает не только администрация магазина, но и контролирующие органы. Проверки без нее не обходятся. Кроме того, по жалобе магазин должен ответить в течение 10 дней. Если ответ не пришел, можно обращаться в отдел Роспотребнадзора. Хочу отметить, что данная книга предназначена не только для жалоб. Может быть, напротив, в этом магазине работает отличный продавец, который вам помог, и вам хочется написать, что это хороший работник. Пожалуйста. И вам будет приятно, и ему. Может быть, даже поощрят этого сотрудника. Хотя практика показывает, что люди чаще жалуются, видимо, это уже менталитет.

 

– Одна из таких частых жалоб – несоответствие между ценой, которая указана на ценнике, и ценой, которая пробивается на кассе. Такое бывает особенно часто в период акций, распродаж. Что в этом случае делать?

 

– Обращаемся к Закону о защите прав потребителей, статья 10: «Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора», и там же указано, что цена к такой информации относится. Какая цена на ценнике указана – по такой вам и обязаны отпустить товар. Если на ценники одна цена, а на кассе компьютер при считывании выдает другую – это уже проблема администрации магазина. Она должна ее устранить.

 

– Что делать, если в магазине отказываются принимать мелкие деньги, так называемую мелочь?

 

– Кстати, само понятие мелочи с годами меняется. Сегодня так называют не только 10 копеек, но и 10 рублей. Принимать мелочь обязаны. Если отказываются – ссылайтесь на законы. На вашей стороне закон № 173 «О валютном регулировании».

 

– Есть какие-то требования к проходам в супермаркетах? Например, к их ширине. Зимой, когда люди ходят в теплой верхней одежде, они могут даже не заметить, что задели случайно товар и что-то упало с полки. Кто в этом случае виноват, и правомерно ли магазин требует оплатить разбитое?

 

– Вопрос сложный. Если в магазине достигнуть согласия не удастся, придется обращаться в суд, где покупателю нужно будет доказать, что его действия не были намеренными. А вообще, магазины в свою очередь должны соблюдать строительные правила, согласно которым расстояние между стеллажами с товарами должно быть не менее 1,4 метра в магазинах, площадь торгового зала в которых до 100 квадратных метров. Чем крупнее магазин, тем больше должно быть это расстояние. Например, в магазинах более 400 квадратных метров, это расстояние должно быть уже как минимум 2,2 метра. Поэтому если намечается спор, вспомните эти правила.

 

Комментарии (2)

1000

Авторизоваться:

Аня

Полтора метра? У нас тогда все магазины нарушители. Особенно Форне, вообще между полок не пройти.

Конрад Маюнов

Ну дык так и есть, только мы законы не знаем. А там много интересного.