Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

К ней дети тянутся, как к солнцу: учитель из Бийска стала лучшей по России

Учитель биологии и географии Наталия Карева из Бийска из "Гимназии №11" стала победителем Всероссийского конкурса

До уроков и после

– Моя педагогическая карьера началась в техникуме механической обработки древесины. Десять лет проработала в системе среднего профобразования, и вот уже девятый год в школьном образовании, – рассказывает Наталия Карева.

Сначала я учила только старшеклассников, а года через три взяла пятый класс, и мне понравилось работать с ребятами такого возраста. Сейчас на любой ступени образования мне легко!

– Наталия Сергеевна, как вы выстраиваете отношения с детьми?

– К каждому нужен индивидуальный подход. У кого-то временный или гормональный бунт, а с кем-то нужно быть более внимательной и терпеливой всегда. Со старшими школьниками, чаще всего – позиция наставника, старшего друга. Где-то находим подход через проектную деятельность, и у ребенка «включается» мотивация. Хорошо помогает внеурочная работа. До «ковидного периода» мы устраивали летнюю школу, ездили и на Ковалевское озеро, и в Заречье – пойму реки изучали, исследовали дамбу.

– Природа нашего края тоже попадает в границы интересов ваших учеников?

– Обязательно. Мы сотрудничаем с Алтайским краевым отделением Русского географического общества, стараемся принимать участие в их проектах. Этим летом ездили в экспедицию в Целинный район с ночевкой. И для домашних, «тепличных» детей изучение природы было достаточно интересным занятием.

Фото: Сергей Кулыгин

И скелет в шкафу

– Нельзя не спросить вас о большой победе во Всероссийском конкурсе учителей. Как далась подготовка?

– Подготовительная работа состояла в том, что нужно было проанализировать свой труд. Я не первый год подавала заявку, и к настоящему моменту, наверное, накопилось большее число значимых достижений. Поэтому такие результаты. Конечно, все равно все это было неожиданно. Считаю, что любая победа начинается с победы над собой. И это колоссальная работа, в том числе, во внеурочное время.

На конкурсе оценивалось и взаимодействие с учащимися, их качество знаний, достижения.

Сейчас я в прежнем русле, обучаю детей – не для того, чтобы выиграть какой-то конкурс. Больше люблю радоваться успехам детей.

В целях поддержки творчески работающих учителей в крае проводится ряд конкурсов профессионального мастерства. Так, 10 победителей конкурса на соискание премии Губернатора Алтайского края имени Степана Титова получают по 125 тысяч рублей.
В рамках конкурса на получение денежных поощрений, премий Губернатора Алтайского края лучшими педагогическими работниками, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присуждают 54 премии по 50 тысяч рублей и 3 премии по 100 тысяч рублей. В краевом конкурсе «Учитель года Алтая» премия победителю составляет 300 тысяч рублей, в том числе в номинации «Педагогический дебют» - 150 тысяч рублей.

– Работа для вас в радость?

– Где еще так бывает? Приходишь на работу, и тебя обнимают. Особенно, когда дети поменьше, они же тянутся к тебе, как к какому-то солнцу. В такие моменты думаешь: «Удачно я устроилась на работу!» В наше время бывает, что родители не так часто видят детей, как мы, учителя. Они приходят к нам со своими проблемами, всегда могут обратиться, если что-то нужно обсудить. Как классному руководителю, мне важен этот воспитательный момент.

Фото: Сергей Кулыгин

– Учитель должен быть еще и психологом, в таком случае?

– Отчужденным быть нельзя, такие люди в профессии не задерживаются. Да, дети современные, и потребности у них другие, но ценности – все те же.

С кем-то индивидуально поговоришь, кого-то похвалишь прилюдно, и у человека появляется мотивация к учебе.

«Детей вообще мало хвалят, а вот ругать ругают»

У нас в классе есть такой прием, самооценка: прошу ребенка оценить свое выступление. За что ты себя похвалишь? А за что снимаешь балл? Удивительно то, что вначале ученики редко находят, за что себя похвалить. Они не могут сказать, в чем они крутые. Обязательно надо делать самооценку адекватной.

– Наверняка в рамках одного учебника с детьми работать невозможно. Нужно иметь большое количество методических пособий?

– К любой теме, ты должен находить методическую составляющую. Нам хорошо помогает в этом смысле Русское географическое общество, плюс налажено тесное сотрудничество с коллегами из педагогического университета. Курсы повышения квалификации обязательны – учитель не может стоять на месте, он всегда должен развиваться. А выстраивать деятельность на одном учебнике – скучно и неинтересно. Да и у детей сейчас широкий кругозор, поэтому ты должен быть чуть впереди.

– У вас в гимназии и технические средства позволяют развиваться?

– Лабораторное оборудование обновляется, база есть с чем работать. Даже скелет в шкафу имеется.

Фото: Сергей Кулыгин

Больше идей и планов

– Наталия Сергеевна, вы за чистую планету не только на бумаге, но и в реальности. Это находит отражение в работе с учениками?

– Мы традиционно проводим и экологические акции, и сбор макулатуры, пластика. Даже соревнуемся, какой класс больше соберет. Я сама фанат раздельного сбора отходов, и дети за мной подтянулись. Приучаешь их к чистоте и порядку, и это радует. Они понимают, что в Бийске такое тоже возможно.

Фото: Сергей Кулыгин

Уже семь лет существует волонтерский отряд «Добродей», где наше основное направление – социально-экологическая работа. Проводим субботники, занимаемся озеленением. Наше «подшефное» место – район городского пляжа под Коммунальным мостом, ежегодно очищаем от мусора. Дети к этому настолько привыкли, что сами спрашивают: когда мы пойдем убирать берег?

Мотивировать нужно своим примером – чем раньше начнешь вовлекать детей в работу, тем проще будет

СПРАВКА: Наталия Карева, учитель биологии, географии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 11» города Бийска, стаж работы – 18 лет. Активный участник мероприятий краевого учебно-методического объединения учителей ЕНД и муниципального методического объединения учителей естественно-географического цикла; призер (II место) городского конкурса «Учитель года Бийска – 2019». В 2021 году стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей (премия 200 тыс. руб.) и краевого конкурса лучших педагогических работников (премия Губернатора Алтайского края 50 тыс. руб.).

Комментарии (7)

1000

Авторизоваться:

Комментариев нет, а посему--счастья, удачи и профессионального роста! Пусть все будет хорошо у хорошего человека и в труде и в личной жизни. Удачи!

Если молодой человек говорит, что ему не нравится учиться, то в этом вина и учителя. Учитель должен открывать радость для ребёнка в приобретении знаний. Бывает сложно постичь математику, химию, но историю, литературу, географию должен знать каждый. Ох, как и они нужны по жизни. Тянутся детишки к Наталии Сергеевне - значит эта профессия её. Молодец! Творческий специалист.

Гость
Кузьмич., зачем знать историю и литературу? Что это вообще значит по-вашему - знать их? История - набор сказок и мифов, абсолютно бесполезная в жизни хрень, литература - хм..просто чтение книг? Книги читать, безусловно, нужно, но не про душевные терзания богатых бездельников 19 века (так называемая русская классика).
Ответить
Гость
Гость, поддержу про историю, действительно, хрень, раз ничему общество не учит, даже в пределах одного-двух поколений.
Ответить

Учился у Натальи Сергеевны ещё в БГК. Замечательный педагог. Успехов!

Не знаю. Я с 8-й школы и все мои одноклассники до сих пор вспоминают Шарабарину Марину Валентиновну. Она была у нас самым светлым и нужным человеком в нашей школьной жизни. Она единственная научила нас не быть потребителями благ, а постоянно учиться и совершенствоваться. Жалко что ее потом наш директор просто выжил из школы Милая и строгая, в то же время очень женственная и скромная. До сих пор ее вспоминаю с благодарностью и с любовью. Марина Валентиновна, если прочитаете, простите пожалуйста нас оболтусов! Мы просто шалили, но Вас любили и уважали всегда!!!

Вот бы мне учителя биологии такого, когда я учился в 11 гимназии