Учитель биологии и географии Наталия Карева из Бийска из "Гимназии №11" стала победителем Всероссийского конкурса
До уроков и после
– Моя педагогическая карьера началась в техникуме механической обработки древесины. Десять лет проработала в системе среднего профобразования, и вот уже девятый год в школьном образовании, – рассказывает Наталия Карева.
Сначала я учила только старшеклассников, а года через три взяла пятый класс, и мне понравилось работать с ребятами такого возраста. Сейчас на любой ступени образования мне легко!
– Наталия Сергеевна, как вы выстраиваете отношения с детьми?
– К каждому нужен индивидуальный подход. У кого-то временный или гормональный бунт, а с кем-то нужно быть более внимательной и терпеливой всегда. Со старшими школьниками, чаще всего – позиция наставника, старшего друга. Где-то находим подход через проектную деятельность, и у ребенка «включается» мотивация. Хорошо помогает внеурочная работа. До «ковидного периода» мы устраивали летнюю школу, ездили и на Ковалевское озеро, и в Заречье – пойму реки изучали, исследовали дамбу.
– Природа нашего края тоже попадает в границы интересов ваших учеников?
– Обязательно. Мы сотрудничаем с Алтайским краевым отделением Русского географического общества, стараемся принимать участие в их проектах. Этим летом ездили в экспедицию в Целинный район с ночевкой. И для домашних, «тепличных» детей изучение природы было достаточно интересным занятием.
И скелет в шкафу
– Нельзя не спросить вас о большой победе во Всероссийском конкурсе учителей. Как далась подготовка?
– Подготовительная работа состояла в том, что нужно было проанализировать свой труд. Я не первый год подавала заявку, и к настоящему моменту, наверное, накопилось большее число значимых достижений. Поэтому такие результаты. Конечно, все равно все это было неожиданно. Считаю, что любая победа начинается с победы над собой. И это колоссальная работа, в том числе, во внеурочное время.
На конкурсе оценивалось и взаимодействие с учащимися, их качество знаний, достижения.
Сейчас я в прежнем русле, обучаю детей – не для того, чтобы выиграть какой-то конкурс. Больше люблю радоваться успехам детей.
В рамках конкурса на получение денежных поощрений, премий Губернатора Алтайского края лучшими педагогическими работниками, руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присуждают 54 премии по 50 тысяч рублей и 3 премии по 100 тысяч рублей. В краевом конкурсе «Учитель года Алтая» премия победителю составляет 300 тысяч рублей, в том числе в номинации «Педагогический дебют» - 150 тысяч рублей.
– Работа для вас в радость?
– Где еще так бывает? Приходишь на работу, и тебя обнимают. Особенно, когда дети поменьше, они же тянутся к тебе, как к какому-то солнцу. В такие моменты думаешь: «Удачно я устроилась на работу!» В наше время бывает, что родители не так часто видят детей, как мы, учителя. Они приходят к нам со своими проблемами, всегда могут обратиться, если что-то нужно обсудить. Как классному руководителю, мне важен этот воспитательный момент.
– Учитель должен быть еще и психологом, в таком случае?
– Отчужденным быть нельзя, такие люди в профессии не задерживаются. Да, дети современные, и потребности у них другие, но ценности – все те же.
С кем-то индивидуально поговоришь, кого-то похвалишь прилюдно, и у человека появляется мотивация к учебе.
«Детей вообще мало хвалят, а вот ругать ругают»
У нас в классе есть такой прием, самооценка: прошу ребенка оценить свое выступление. За что ты себя похвалишь? А за что снимаешь балл? Удивительно то, что вначале ученики редко находят, за что себя похвалить. Они не могут сказать, в чем они крутые. Обязательно надо делать самооценку адекватной.
– Наверняка в рамках одного учебника с детьми работать невозможно. Нужно иметь большое количество методических пособий?
– К любой теме, ты должен находить методическую составляющую. Нам хорошо помогает в этом смысле Русское географическое общество, плюс налажено тесное сотрудничество с коллегами из педагогического университета. Курсы повышения квалификации обязательны – учитель не может стоять на месте, он всегда должен развиваться. А выстраивать деятельность на одном учебнике – скучно и неинтересно. Да и у детей сейчас широкий кругозор, поэтому ты должен быть чуть впереди.
– У вас в гимназии и технические средства позволяют развиваться?
– Лабораторное оборудование обновляется, база есть с чем работать. Даже скелет в шкафу имеется.
Больше идей и планов
– Наталия Сергеевна, вы за чистую планету не только на бумаге, но и в реальности. Это находит отражение в работе с учениками?
– Мы традиционно проводим и экологические акции, и сбор макулатуры, пластика. Даже соревнуемся, какой класс больше соберет. Я сама фанат раздельного сбора отходов, и дети за мной подтянулись. Приучаешь их к чистоте и порядку, и это радует. Они понимают, что в Бийске такое тоже возможно.
Уже семь лет существует волонтерский отряд «Добродей», где наше основное направление – социально-экологическая работа. Проводим субботники, занимаемся озеленением. Наше «подшефное» место – район городского пляжа под Коммунальным мостом, ежегодно очищаем от мусора. Дети к этому настолько привыкли, что сами спрашивают: когда мы пойдем убирать берег?
Мотивировать нужно своим примером – чем раньше начнешь вовлекать детей в работу, тем проще будет
СПРАВКА: Наталия Карева, учитель биологии, географии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 11» города Бийска, стаж работы – 18 лет. Активный участник мероприятий краевого учебно-методического объединения учителей ЕНД и муниципального методического объединения учителей естественно-географического цикла; призер (II место) городского конкурса «Учитель года Бийска – 2019». В 2021 году стала победителем Всероссийского конкурса лучших учителей (премия 200 тыс. руб.) и краевого конкурса лучших педагогических работников (премия Губернатора Алтайского края 50 тыс. руб.).
Комментариев нет, а посему--счастья, удачи и профессионального роста! Пусть все будет хорошо у хорошего человека и в труде и в личной жизни. Удачи!