На сегодняшний день лишь кадетская школа имеет возможность организовать для своих учеников дежурную группу
Этим летом стало известно, что в российские школы вернутся группы продленного дня. О таком явлении времен СССР многие вспоминают ностальгически. Еще 30 лет назад в каждой школе была продленка до вечера, откуда родители после работы забирали детей со сделанными уроками.
Новое - хорошо забытое старое
Новый указ, подписанный Путиным, возвращает полноценные ГПД в школу. Теперь официально на федеральном уровне учителя будут готовить с детьми уроки на продленке и «проводить культурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия». Готовы ли школы Бийска и родители учеников начальных классов к открытию таких групп и возможно ли вернуться к старой продленке, выяснил журналист «БР».
Группа продленного дня или продленка – это группа для дневного пребывания после уроков для учеников 1–4 классов. Проще говоря, это форма организации свободного времени для детей на территории школы во внеучебное время.
– Сегодня везде, в том числе в социальных сетях, ведут обсуждения о продленке. По закону мы не имеем право обязать к этому школы, а можем лишь дать рекомендации. Решение об открытии групп продленного дня принимается образовательным учреждением совместно с родителями, если на то есть условия – рассказывает Антонина Мелихова, замглавы города Бийска по социальным вопросам.
Продленка - не панацея
Трудно поспорить с тем, что продленка удобна работающим родителям младших школьников, у которых нет возможности забрать детей днем. Продленка в школе подразумевает выполнение домашних заданий, поэтому у детей и родителей освобождается вечернее время, и они могут его посвятить чему-нибудь приятному и полезному. Но возможно ли такое в современной системе образования?
– «Домашка» у нашей первоклашки уже после нового года стала объемной и сложной для самостоятельной работы. На смену палочкам и петелькам на занятиях по письму и математике пришли правила, которые надо выучить. А еще подготовка к словарному диктанту и разные творческие задания. Поэтому вечером мы перепроверяли все приготовленные на продленке упражнения и многое прорабатывали дополнительно, - рассказывает Ольга, жительница краевого центра.
Хотя у родителей есть приблизительное представление о том, чем дети должны заниматься в группах продлённого дня, на деле оказывается, что это представление у всех разное. Кто-то просто ждёт, что за ребёнком присмотрят до вечера, а кому-то важны сделанные уроки и углублённое изучение предметов.
– Сначала я думала, что это только наша проблема – такой уж ребенок. Но и педагог со стажем тоже скептически отозвалась о работе продленки: подготовка заданий часто плохая. Это иллюзия, что продленка избавит родителя от участия в процессе обучения. Еще один минус – в школе не смогли организовать детям ежедневные прогулки и пространство, где можно отдохнуть. То есть вчерашний детсадовец находится за партой с 8.00 утра до 16.00 дня, а это тяжело, – продолжает Ольга.
Для Елены, мамы четвероклассника, считает, что с тем объемом и творческим размахом заданий, задаваемых на дом, подготовиться в ГПД просто невозможно.
– Сыну уже приходится делать различные презентации и научные проекты. Без компьютера подготовиться к ним нереально, – объясняет бийчанка.
Условия не позволяют
На самом деле требования к продленке достаточно сложные. По СанПиНу при осуществлении присмотра и ухода в общеобразовательной организации в группах продленного дня должны быть созданы условия, включающие организацию полдника и прогулок для всех обучающихся, либо полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. Кроме того, в ГПД с 2022 года должна быть организована подготовка к учебным занятиям.
– В Бийске на сегодняшний день всего 5 школ, которые работают в одну смену. С 1 сентября этого годы мы переходим на 5-дневную рабочую неделю, то есть те занятия, которые могли бы быть в субботу мы теперь должны распределить по учебным дням. Поэтому организовать продленку многие школы просто не имеют возможности, – рассказывает Антонина Мелихова.
В каждой школе Бийска дела с обеспеченностью ресурсами обстоят по-разному. Чаще всего проблемы связаны с наличием помещения – количество обучающихся в 14 школах значительно превышают техническую мощность, а 21 школа из 26 работает в 2 смены. Также одной из проблем города – острая нехватка педагогов.
Один в поле воин
Единственной школой, которая в 2021/2022 учебном году организовала ГПД, была кадетская школа. Продленка работала для 25 обучающихся 2-4 классов.
– В рамках продленки для ребят были организованы прогулки на свежем воздухе, воспитательные мероприятия в соответствии с планом работы ГПД, кружковая работа. Выполнение домашней работы осуществлялось под присмотром учителя в форме самоподготовки, – рассказывает Елена Гурова, директор бийской кадетской школы.
Кроме этого, с ребятами проводил занятия психолог, согласно своему графику работы. Как объяснила Елена Анатольевна, называть такую группу продленкой не совсем верно – на самом деле это дежурная группа. Так как учебный процесс в рамках выполнения дополнительной программы кадетского компонента осуществляется целый день, дежурная группа необходима.
– Это разновозрастная группа, которую посещают дети, проживающие в отдаленных районах города. Основная цель дежурной группы – обеспечение безопасности учеников, которые дожидаются приезда родителей, поэтому мы продолжим работу в этом ключе. За счет родительских средств им организуется горячее питание, – рассказывает Елена Гурова.
За чей счет
Согласно изменениям в законодательстве, общеобразовательное учреждение может взимать за продленку родительскую плату. Поправки предусматривают право субъектов РФ на дополнительное финансирование, что может снизить размер родительской платы за нахождение ребенка в группах продленного дня.
– Если любое общеобразовательное учреждение Бийска примет решение об открытии в своих стенах ГПД, мы естественно будем поддерживать, как финансово, так и методически, – говорит Антонина Григорьевна.
По решению региона, дополнительное финансирование может быть выделено также и для обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся.
По словам и.о. начальника управления образования Антонины Мелиховой, на сегодняшний день вопрос по открытию в школах Бийска продленки достаточно сложнорешаемый в плане всех перечисленных аспектов. Появится продленка в школе или нет, теперь вправе решать родительский совет, однако никто из опрошенных журналистом «БР» директоров городских школ не представляет для своего учреждения это возможным.
На поднятие флагов нашлись деньги, хватило воли закрыть началку Бийского лицея, а продленку сделать не можем? Какие приоритеты у власти?