Педагоги советуют делать поход в музей праздником для ребенка
Значительное место в семейном воспитании занимает гражданско-патриотическое направление. Хорошим потенциалом в этом деле обладает музейная педагогика. Как ее использовать в воспитании подрастающего поколения, рассказывает Елена Новолодская, консультант Центра психологической помощи семье «Ответственное родительство – счастливое детство» Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
– Елена Геннадьевна, как использовать музейную педагогику в семейном воспитании?
– Музейная среда, в том числе краеведческого содержания, обладает значительным потенциалом с точки зрения нравственного воспитания подрастающего поколения, привития патриотических чувств и формирования гражданской идентичности. Каждый человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился и вырос, своим городом, друзьями, семьей. Экскурсии в музеи, выставки, картинные галереи – виртуальные и офлайн, могут стать доброй традицией в организации культурного семейного досуга.
– Сейчас, во время каникул, у детей больше свободного времени. В какие музеи они могут отправиться вместе с родителями в нашем родном городе?
– В Бийске сложился целый комплекс музеев, где можно познакомиться с природными, историческими, экономическими, культурными особенностями города, его развитием от крепости до наукограда в разные исторические периоды. А также экспозиции музеев посвящены этническим особенностям и национальной культуре алтайского народа.
Бийский краеведческий музей является первым народным музеем Сибири, он был открыт в 1920 году при участии известного писателя-натуралиста и краеведа Виталия Бианки, а в 1967 году музею было присвоено его имя. Исторический отдел посвящен созданию Бийской крепости по указу Петра I, вкладу бийских купцов в развитие города, участию бийчан в Великой Отечественной войне и многому другому. Часть экспозиций интересна для знакомства с древним Алтаем, его культурой и традициями.
Уникальным отделом является музей Чуйского тракта – единственный в России музей, посвященный дороге. Изучая развитие тракта от вьючной тропы до современной автомагистрали, продвигаясь по его километровым отметкам, посетители знакомятся с природой и геологией Алтая, палеонтологическими находками, артефактами времен строительства Чуйского тракта.
Во второй половине XIX – начале ХХ века Бийск был центром Алтайской духовной миссии, расположенной в архиерейском подворье, которое в то время представляло собой внушительный комплекс. Сегодня с историей создания и деятельностью Сибирской духовной миссии, оказавшей значительное влияние на развитие образования в Бийске, национальной культуры народов Алтая и Горной Шории, знакомит комплекс «Архиерейское подворье».
Богат музеями с интересными экспозициями и Барнаул – столица Алтайского края. Здесь работает Алтайский государственный краеведческий музей, Музей археологии и этнографии Алтая, Государственный художественный музей Алтайского края, Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая.
– Летом многие отдыхают в Горном Алтае. Какие музеи можно посетить в Республике Алтай?
– В Национальном музее представлена широкая экспозиция природного, исторического, культурно-образовательного и художественного наследия алтайского народа. Музей носит имя одного из его основателей, известного этнографа, композитора, исследователя музыкального творчества алтайцев – Андрея Анохина.
В Усть-Коксинском районе Республики Алтай действуют музеи, открывающие загадочный мир Алтая. Музей истории и культуры Уймонской долины знакомит с особенностями старообрядческой культуры. В Музее Николая Рериха можно познакомиться с выставкой картин, жизнью и творчеством талантливого русского художника, постичь азы восточной философии. Именно в Уймонской долине Николай Рерих искал со своей экспедицией в 1926 году ворота в таинственную страну Беловодье, легенда о которой пришла от алтайских народов и связана с буддистскими преданиями о Шамбале.
– Есть ли в Алтайском крае и Республике Алтай музеи, посвященные известным землякам?
– Судьба России складывается из судеб ее сынов и дочерей. В Алтайском крае и Республике Алтай представлены музеи известных земляков, внесших огромный вклад в развитие нашей страны. Музеи предлагают культурно-просветительские программы для разных возрастных групп посетителей.
Мемориальный музей Михаила Калашникова (Курьинский район) познакомит с жизнью всемирно известного конструктора стрелкового автоматического оружия, орденоносца, генерал-лейтенанта Калашникова.
Экспозиции мемориального музея Германа Титова (Косихинский район) посвящены истории развития космонавтики, жизни второго космонавта нашей страны и всей планеты Героя Советского Союза Титова. А также представлен материал, посвященный деятельности его отца, педагога и просветителя Степана Титова.
Ряд музеев Алтайского края и Республики Алтай посвящены жизни и творчеству наших земляков, деятелей искусства и культуры России.
Музей-усадьба Григория Чорос-Гуркина (Чемальский район) знакомит с жизнью и творчеством известного художника, репродукциями его картин, собранием сказок, героических сказаний, легенд и песен.
Мемориальный музей Роберта Рождественского (Косихинский район) расположен в здании Центра патриотического воспитания, посвящен жизни и творчеству знаменитого советского поэта.
Филиал Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая – Мемориальный музей Екатерины Савиновой (Ельцовский район) расскажет о судьбе заслуженной артистки РСФСР.
Филиал Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая – Мемориальный музей Валерия Золотухина (Быстроистокский район) познакомит с жизнью и творчеством народного артиста России, актера театра и кино, писателя и общественного деятеля.
Мемориальный музей Михаила Евдокимова (Смоленский район) посвящен жизни и творчеству заслуженного артиста РФ, его деятельности на посту губернатора Алтайского края.
Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина (Бийский район) – комплекс зданий и памятных мест в селе Сростки, связанный с именем выдающегося писателя, актера и режиссера. Кроме того, часть экспозиций знакомит с историей самого села. Здесь же с 1976 года проводится всероссийский фестиваль памяти писателя – Шукшинские дни на Алтае.
– Есть ли в нашем крае необычные, нестандартные музеи?
– Конечно, есть. Например, музей занимательных наук «Как так?» в Барнауле. Это интерактивное пространство, в котором взрослые и дети в увлекательной форме познают окружающий мир, открывают тайны физики, химии и других наук. Здесь можно не только потрогать экспонаты, но и привести в действие различные механизмы, поучаствовать в захватывающих научных шоу. А в музее шоколадного мастерства можно узнать вкусную историю о его происхождении, принять участие в дегустации и в производстве шоколада.
– Какие бы Вы дали рекомендации для родителей по организации музейного воспитания?
– Учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Если планируется поход в музей первый раз, к этому моменту необходимо подготовиться. Для ребенка это должен быть настоящий праздник. Обычно для подобной экскурсии выбирается выходной день.
Обсудите с детьми тему похода еще дома. Они должны заранее знать, с чем им предстоит познакомиться. Во время беседы нужно рассказать про то, что можно увидеть в таком культурном центре. Предварительно родители сами должны ознакомиться с правилами, которые предъявляют к посетителям.
Если планируется поездка в другой город, изучите и составьте список музеев, выставок, галерей. Узнайте график работы и географическое расположение, стоимость и скидки, каким транспортом лучше добраться. Можно составить план экскурсий с учетом погодных условий, географии, маршрутов передвижения и прочего. Досуг ребенка должен быть разнообразным. Включите в список посещений зоопарк, дельфинарий, планетарий, цирк и другие места.
После посещения любого мероприятия необходимо обсудить с ребенком полученные впечатления, поделиться с ним своими переживаниями, проявить заинтересованность.
Посещение музея может быть одним из мероприятий по выполнению им творческого проекта или исследовательской работы, с результатами которых он будет участвовать в различных конкурсах. Можно придумать разные варианты творческого отчета по увиденному: фотоальбом, видеоролик, буклет, репортаж с места событий, видеоэкскурсия для одноклассников, бабушки и дедушки, сочинения, стихи, эссе, путевые заметки, доклады к урокам, создание собственного музея, галереи.
Таким образом, даже не имея педагогического образования, родители могут использовать в своей воспитательной практике музейную педагогику.
Хаха ))) Ну удач!! )) Ещё со школьных лет помню: поход в музей, на выставку и галерею - это кошмар для ребёнка. Ему показывают какую-то фигню, и говорят, что это круто. А он смотрит, и не может понять - а чего тут крутого-то или вообще - хоть немного интересного? Ой - бивень мамонта. Ну и что? Ой - кинжал костяной... и что? Ой, картина... и что? Сейчас нейросеть лучше рисует. Дети беспристрастно мыслят, для них даже мнение друг друга важнее, чем стереотипы общества.