Как проходят встречи анонимных алкоголиков в Бийске
Сразу стоит сказать, что присутствие корреспондента газеты на встрече оговаривалось заранее. В условленном месте собрались только те, кто готов был поделиться своей историей борьбы за трезвую жизнь. Как говорят сами члены содружества анонимных алкоголиков (далее – АА), здесь нет начальства – все решения принимают группой. И даже духовность одного человека не должна мешать другому. Главное – уважать друг друга.
Официально цели группы формулируются так: «Анонимные алкоголики – это содружество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Единственное условие членства – желание бросить пить».
Если по-простому, то группа помогает друг другу сохранять трезвость. Для большинства это последняя надежда после бабушек с заговорами и кодировок. Вглядываясь в интеллигентные, простые лица, просто не понимаешь, почему эти люди называют себя алкоголиками. Мужчины и женщины поделились своими историями, которые можно назвать «До и после вступления в содружество АА».
Я Александр, алкоголик, жил с постоянным чувством вины
– Я бывал и в других группах АА по Алтайскому краю. Первое время было интересно, где и как проходят собрания. Все вроде бы примерно одно и то же, но что меня удивило – группы все равно разные. Это зависит от людей. И это очень хорошо, потому что все мы отличаемся. Можно найти наиболее понятную для себя.
Лично я узнал про анонимных алкоголиков в конце девяностых.Увидел книгу АА при странных обстоятельствах: мы как раз собирались выпить. Напарник сбегал за сумкой, принес. И вместо бутылки сначала достал книгу – кто-то дал ему почитать. Он читать не хотел, а я взял. Утром ее полистал, и мне она даже понравилась. Но тогда я еще не был готов к переменам. Я считал, что у меня все хорошо: на работу ходил, не прогуливал. Потом было несколько случаев, которые мне все время напоминали про анонимных алкоголиков: увидел объявление в трамвае, даже звонил по нему, будучи нетрезвым.
Болезнь к тому времени прогрессировала: затянулось похмелье, я стал пропускать работу. Но когда дошел до того, что оказался в больнице в наркологии и кто-то назвал меня «алкоголиком», у меня не осталось вариантов... Как не осталось здоровья и идей, как жить.
Трудно не просто прийти в АА, а принять, кто ты. Плюс еще есть некоторое представление об АА, которое сложилось в обществе от просмотра сериалов, фильмов. Отношение к алкоголизму такое: пить – это норма, а алкоголик – человек порочный, распущенный, с нравственным уродством. А то, что часто это серьезная болезнь, многие просто не знают.
Все, и я в том числе, попадали в АА в плохом душевном состоянии. Я боялся всего: дорогу переходить, того, что обо мне думают, преследовало постоянное чувство вины. Даже малейшая публичность для меня была недопустима. В первую очередь анонимность для этого и соблюдается. Если мы будем показывать себя, то другие-то не придут: «О! Про меня тоже могут узнать!» Потом, когда я стал понимать, где я и как участие в АА мне помогает, следует другая крайность: хочется об этом кричать на каждом углу. Но к счастью, наши традиции говорят, что нужно сохранять анонимность.
Когда я не пил, я был раздраженным, злым, мне многое не нравилось. Когда выпивал – становилось легче. Плохо быть трезвым – вот в чем алкоголизм.
Потом наступает физическое привыкание – и пить плохо, и не пить плохо. Долгое время сам себе доказывал, что я не алкоголик. Искал критерии: сколько пить, как часто, с кем – один или нет. Но в АА услышал другую мысль: важно, как алкоголь влияет на твою жизнь.
Мой одноклассник всю жизнь был военным, пил. Ушел на пенсию и продолжал выпивать. Но при этом он не был алкоголиком. В этом я убедился, когда мы были на отдыхе в Чемале. Он после того, как выпил коньяк с друзьями, сказал: «Все, я пошел спать». Смотрю, он полбутылки коньяка закидывает под палатку и уходит. Для меня как для алкоголика это невозможно – закрыть бутылку и лечь спать.
Я долго не признавался даже себе, что я – алкоголик.
Хорошо выгляжу, не прогуливаю работу. Меня так учили, что пьянка не должна ей мешать. Потом, конечно, начал прогуливать, понизил, так сказать, и нравственную планку: да, не хожу на работу, но в канаве же не валяюсь. И вроде не алкоголик. И когда мне на одной работе сказали: «Ты выбирай: или пить или работать!» – я четко понял, что первое мне дороже.
Все время у меня кто-то был виноват, зато я, как казалось, все делал правильно.
Многие говорят, что алкоголизм спасает от какого-то психического безумия, агрессии, когда трезвым быть просто невозможно. И это у меня случилось незадолго до прихода в АА, когда я силой воли подготовился и не пил четыре месяца. Но к концу четвертого месяца был настолько недоволен жизнью, злым на всех, что ухитрился на работе трезвым устроить драку. Тот Новый год я встретил трезвым, а потом мне пришла мысль, что надо чуть-чуть выпить. Выпил, и тут же наладил все отношения, извинился перед тем, с кем подрался. Мне стало хорошо, и три месяца я пил, пока меня не положили в больницу.
Проблема алкоголизма очень серьезная, и решение ее не может быть моментальным. В моем случае надо было пройти все эти этапы, чтобы не шокировало название – «анонимные алкоголики».
Я Татьяна, алкоголичка, поняла, что выход есть
– С содружеством анонимных алкоголиков знакома почти семь лет. Пришла сюда, когда моя жизнь зашла в тупик. Раньше после каждого запоя я чувствовала прилив сил. Мне нужно было зарабатывать деньги, хваталась за любую работу, убиралась дома до блеска! Как мне казалось, все было хорошо, жила некоторое время тихо-спокойно и сама недоумевала, почему опять оказалась в запое.
В последнее время было очень тяжело, потому что я живу с сыном. Ему было уже 33 года, и я видела, как он тоже превращается в алкоголика. Так же, как и я, прогуливал работу. И меня очень угнетало, что и я не могу не запить, и когда я пью – ему «зеленый свет» делать то же самое. Я очень не хотела быть причиной его пьянок.
В очередной раз после запоя обычного прилива сил не случилось. Я никогда не знала, что такое депрессия, а здесь поняла, что ничего не могу. Сидела в кресле и думала: это снова повторится. В голове вертелась песня: «Выхода нет». Хоть сколько времени пройдет, я вернусь к алкоголю.
Думала, раз уж у меня наследственный женский алкоголизм, мне остается только как можно реже пить. Получалось три-четыре месяца и даже десять. Но потом опять следовал загул. С этой жалостью к самой себе я справилась уже после первого собрания в АА. Поняла, что попала туда, куда нужно. И выход есть.
Сын никогда не признавал себя алкоголиком. Но сейчас он закодированный, не пьет. Учится на водителя, купил машину. Мечтать о таком раньше я и не смела.
Я Лена, алкоголичка, молилась в перерывах между запоями
– Долго шла к этому признанию, что я – алкоголик.
В содружество АА пришла почти двенадцать лет назад. У меня было все: работа, квартира, родственники. Считала себя вполне успешным человеком. Проблема была в том, что я почему-то регулярно пила. Пять дней пила, а десять не пила. И при этом еще умудрялась работать. Вскоре стала понимать, что эта периодичность все-таки мешает: я отпрашивалась с работы, что-то придумывала (мне же надо было как-то в себя приходить).
И в один прекрасный момент поняла: меня ничего хорошего не ждет. Жизнь складывается неудачно.
Полгода не знала, что делать вообще. В перерывах между запоями я просто молилась Матроне. Толчком на тот момент стал маленький племянник. Я очень боялась, что он меня увидит в пьяном состоянии. Как-то я пришла к брату в момент трезвости, а он мне сказал: «Близко к нему не подходи!» Для меня это был шок.
Придя первый раз в содружество АА, посмотрела и решила: ходить не буду. Еще полгода пила. А потом опять пришла, потому что наконец поняла, что мне не просто нужно бросить пить, и жизнь наладится.
Оказалось, что проблема моя не в питье, а в трезвости. Я не умею жить трезво, не воспринимаю мир, не хочу его видеть.
Алкоголь служил успокоительным средством, чтобы спастись от всего этого. А еще могу сказать, что у меня папа алкоголик. Он умер давно, когда ему было 33 года. И мама всегда боялась, что я повторю его судьбу.
Я не мечтала попасть в сообщество с чудным названием «анонимные алкоголики». Но именно благодаря АА жизнь начала меняться. В принципе я живу в той же квартире, работа только другая и окружение изменилось. Отношение к жизни, самоощущение – иные. Дыра в душе заполнилась. Я научилась жить «сегодня». Этого «сегодня» у меня не было никогда, было только прошлое и туманное будущее. Могу еще сказать, что если бы не содружество, ничего бы этого не было.
В моем случае – только комплексная работа над собой, посещение групп и помощь другим алкоголикам.
Я Кирилл, алкоголик, со спиртным познакомился еще в школе
Мне понравилась свобода, веселье, само ощущение. Начал систематически употреблять, когда была возможность. Пока молодой, был контроль родителей, семья у меня абсолютно нормальная, и это не поощрялось. Чем старше становился, тем больше употреблял алкоголь – на праздниках, дискотеках, в компаниях. И к 20 годам стал настоящим алкоголиком.
Есть люди, которые пьют каждый день и работают, участвуют как-то в жизни. А я так не мог, у меня алкоголизм запойный.
Алкоголь настолько внедрился в мою жизнь, что даже простой поход в магазин, кино, на встречу с друзьями или рыбалку должен был сопровождаться алкоголем. И тогда все становилось гармонично. Получается, что пил я все свободное время.
Зашел в бар, выпил стопочку-две и пошел по делам. А потом еще столько же. Работ за свою жизнь я поменял очень много. Одна трудовая книжка полностью закончилась, вторая пошла... Больше года я нигде не задерживался, все равно потом все видели, что я алкоголик.
Поначалу меня все устраивало, я получал удовольствие от алкоголя. Потом – сомнительное удовольствие, а потом – безумие какое-то. Я не осознавал себя, не помнил. Встревал в истории различной степени тяжести. После очередных приключений искренне говорил себе: все, край – пора завязывать!
Испробовал все доступные способы: и подшивку, и кодировку, и к бабулям ездил, и авторские методы, таблетки пил, беседы с психологами вел. Искренне верил, что начинаю новую жизнь. Даже держался какое-то время. Но коварный алкоголь находил, как ко мне подкрасться.
Максимум, сколько держался, – год. Было ли мне в какой-то момент жизни слишком хорошо или слишком плохо, я проявлял слабость, уходил туда, откуда пришел. Только с течением времени запои становились все более безобразными и дикими. А интервал между ними - короче. Я спускался по спирали вниз.
Первый раз в АА я пришел поддатый, ничего не понял. Но пришел второй раз, третий. Начал вникать в суть дела, по-своему. Один на один алкоголю побороть меня очень легко. А когда я здесь, общаюсь с людьми, у которых такая же проблема, получаю поддержку, подпитываюсь энергией трезвых людей – все уже по-другому.
Да, я срывался, не раз и не два. Но понял, что смысл не в том, что «бросишь пить – поменяется жизнь». У меня так и не получалось. Наоборот, когда поменял жизнь – так и пить расхотелось.
Я Алексей, алкоголик, не успел дойти до канавы
– По жизни так сложилось, что мои родители всегда старались обеспечить нам достойную жизнь. Помню, как вынудил отца купить мне магнитофон, и думал, какой я молодец. Занозил их, чтобы мне его купили. И при этом думал, что они ни при чем, это я такой (хотя отец ради этого до ночи работал). Благодарности ни к кому не было. Все было дано: на права сдал – на машину! Пошел работать, на станке год проработал, сначала технологом, потом мастером, потом – главным инженером! Все вроде бы хорошо, но все не так...
Вот как моя собака такса, которая постоянно тянет, и ей все надо быть чуть дальше за поводком. Так и я, всегда был недоволен тем, что имел. А от алкоголя этот ком недовольства проходил, не давал страдать. Выпьешь – и с первой стопки тепло по телу растекается, все проходит. Появилась четкая связь.
Сначала пил по пятницам, потом в пятницу-субботу, потом с пятницы по воскресенье. Приходил на работу с бодуна, болел до среды, в четверг был нормальным. А тут пятница – и все заново.
Но тем не менее работал (и даже были успехи). Молодой потому что, 27 лет. Жил так, пока мне не расхотелось совсем жить. Конечно, были попытки пить только слабый алкоголь или только дорогой. Но все это заканчивалось простым самогоном. Всегда думал, какой я недооцененный, при этом было чувство собственной ничтожности.
Как-то раз, когда я наливал очередную стопку, вдруг стало страшно. Я понял, что бы я ни думал и ни обещал, выбора у меня уже нет. И тут мне скинули телефон АА.
Пошел к ним. Они рассказывают: «Я под забором валялся», «Я в наркологичке лежал». И думаю, зачем я сюда пришел? Я совсем не алкоголик. Но один рассказ совпал с моими ощущениями, когда я просыпался рано утром и, как лев, по клетке метался, ожидая, когда откроется магазин. И просто Господь остановил меня, не дошел я до канавы, не успел. Я туда стремился, но высшая сила меня остановила. А потом все начало меняться.
К первому году трезвости, стоя здесь, держась за руки с другими членами АА, про себя улыбался: мог ли я раньше представить себя в компании этих странных людей? Появились цели в жизни, все стало по-другому.
Трезвым я себя до сих пор не считаю, но по крайней мере физическая трезвость у меня уже есть.
Я Татьяна, алкоголичка, поняла, что одна не справлюсь
– Я всего месяц в АА. Пока ни в чем толком не разобралась. Но единственное поняла, что одна я не справлюсь (плачет).
Напишите про общество анонимных табакокурильщиков, для многих это более актуально.