С начала СВО тревожность у жителей региона, независимо от возраста, возросла
После того, как случилась мобилизация, на телефоне «горячей линии» регионального министерства социальной защиты населения был организован call-центр, куда поступило более 3000 звонков от мобилизованных и членов их семей. Вопросы задавали разные: кому-то требовалась психологическая, кому-то юридическая помощь, иногда – бытовая. Так, в зимний период было важно обеспечить всех углем, дровами, расчистка снега порой вызывала определенные сложности, обращались и тогда, когда нужен был ремонт жилья.
– В семье участников СВО случались и пожары, и соответствующая помощь была оказана, рассказывает Наталья Оськина, министр социальной защиты Алтайского края. – Безусловно, сейчас мы уже наблюдаем снижение количества звонков, в текущем году их поступило порядка трехсот.
В определенную систему вошли и выплаты участникам СВО. Перед мобилизованными в минсоцзащиты полностью закрыли все обязательства по поручению губернатора Алтайского края Виктора Томенко.
– По сто тысяч рублей мы выплатили всем, кто был призван по мобилизации, – отметила министр. – Сейчас возникают только текущие вопросы.
Также она объяснила, в связи с чем жители Алтайского края стали меньше обращаться в call-центр.
– По поручению губернатора были созданы мобильные бригады. Мы связались со всеми семьями, и куратор, который непосредственно побывал в районе, оставил семье телефон. Если им что-то нужно, не обязательно звонить в край, можно решить все на месте, – заверила Наталья Владимировна.
Кроме того, в январе текущего года Губернатором подписан целый комплекс мер поддержки семей ветеранов боевых действий. Предусматриваются и финансовые выплаты, и лечение в госпитале ветеранов боевых действий, и получение услуг в соцучреждениях. Важным стал указ о бесплатном посещении дошкольных учреждений, о бесплатном питании в общеобразовательных учреждениях, а также возможность получения путевки в детский сад для семей участников СВО.
По психологической поддержке в министерстве выстроили работу по разным направлениям. Так, даже если в месте проживания семьи нет квалифицированной психологической помощи, она может обратиться к своему координатору.
– Мы создали он-лайн кабинеты психологической помощи, где профессиональные психологи кризисных центров оказывают помощь семье удаленно. Если требуется выезд, связанный непосредственно с утратой, когда идет процесс прощания с воином, то специалисты выезжают на место и осуществляют сопровождение семьи, – рассказала Наталья Оськина.
Кроме того, открыта кризисная линия для женщин тел.: 8-800-201-47-17. С 9:00 до 17:00 ч. специалисты консультируют женщин, которые ждут своих мужей, сыновей, находятся в тревоге. Поддержка требуется и подросткам, особенно детям, пережившим утрату, потерявшим близкого человека.
– Дети, чьи отцы находятся в зоне СВО, часто не делятся с мамой эмоциями, чтобы ее не расстраивать лишний раз, – отмечает министр Оськина. – Безусловно, им нужна круглосуточная психологическая помощь, и у нас она есть. Причем, на линии работают лучшие психологи России.
Положительно отмечена работа детского телефона доверия: 8-800-2000-122, линия работает круглосуточно.
– Вы знаете, очень сложно человеку, который не испытывает такого переживания за своего близкого, качественно оказать поддержку, – говорит Наталья Владимировна. – Но когда люди объединяются в группу, то и тревога у них одна, общая. Люди поддерживают друг друга и ищут разные ресурсы. Часто человек осознает свою значимость, когда может быть полезен кому-то другому.
В Алтайском крае появилось множество сообществ, которые собирают гуманитарную помощь, поддерживают семьи мобилизованных. И свечи делают, и сети плетут, при этом в общей идее соединяются люди разных профессий, статуса, финансового достатка. Активно включились и пожилые люди, которые тоже считают своим долгом как-то помочь, хотя бы связать теплые носки и тем самым, сделать определенный вклад.
– В таких ситуациях, можно сказать, чрезвычайных, когда люди попадают в плен, теряется связь, есть тяжелые ранения, без включенности всех органов исполнительной власти, семье сложно решать накопившиеся вопросы, – объясняет Наталья Оськина. – Поэтому, мы с нашими организациями-помощниками постоянно на связи. Для нас это не просто работа – из числа наших сотрудников более двухсот являются семьями участников СВО. Они по себе знают, что значит ждать, переживать и при этом помогать другим.