Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

18 тонн железа: чем живут бийские трамвайщики и за что любят свою работу

трамваи

Работа водителя трамвая – непростая, ведь нужно всегда быть начеку

Эта профессия тяжелая как морально, так и физически. Ее работники встают, когда весь город еще спит и возвращаются домой за полночь. Им всегда нужно быть начеку, ведь они несут ответственность за жизнь пассажиров. Особенностями работы водителей трамвая с «БР» поделилась Наталья Березовская, начальник отдела эксплуатации МУП «Бийскгортранс».

Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

- Раньше я работала воспитателем в садике, но тяжелые 1990-е заставили поменять сферу деятельности, - вспоминает Наталья. - 1 августа 1999 года я пришла учиться на водителя трамвая и параллельно работала кондуктором. Сейчас, спустя 24 года своей деятельности, я - начальник отдела эксплуатации. Ответственности стало больше, и, если у сотрудников возникают проблемы во время смены, я готова всегда им помочь. Так получается, что моя деятельность — мое хобби. О своем решении уйти из садика я не жалею. Сейчас на работу хожу с удовольствием и для души.

Подъем в 3 часа утра

Ранние подъемы в 3-4 часа утра, чтобы не опоздать на смену, которая начинается в 5 часов утра и заканчивается в полночь, красочные рассветы и закаты, стук колес – так сами трамвайщики описывают романтическую рабочую атмосферу. По словам сотрудников, шум трамвая их не раздражает, а наоборот помогает. Во время поездки по звуку можно определить, где случилась неисправность.

трамваи
трамваи
Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

Стать профессионалом своего дела водителям помогает обучение, которое проходит на базе управления в специально оборудованном классе. Здесь все как в настоящем вагоне: кабина водителя, детали трамвая, схемы. Длительность курса - 5,5 месяцев, затем сдача экзамена. Перед выходом на маршрут с настоящими пассажирами водителю предстоит 140 часов езды в пустом вагоне. После успешного прохождения обучения расслабляться не стоит - работа очень ответственная.

трамваи
трамваи
Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

Даже колбаса замерзла

На пути встречаются трудности, но водителей это не пугает. Они всегда начеку и готовы решить любую проблему.

Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

- В 2002 году, когда я еще работала водителем трамвая, выдалась очень холодная зима, морозы стояли под 40 градусов, - вспоминает Наталья. - Как сейчас помню, за рекой на остановке «Комсомольская площадь» на трамвайных путях произошел пережог контактного провода. Из-за этого встало несколько вагонов, в том числе и наш. На помощь приехала начальница с другими сотрудниками, они привезли нам чай, хлеб и колбасу, которая замерзла. Пока все вагоны стояли, мы познакомились с жильцами дома, и одна бабушка пригласила нас к себе. Электрики, которые устраняли поломку, обморозили себе носы и уши - настолько было холодно.

Для души или за деньги?

По сей день удивляет, что профессия вроде бы больше подходит мужчинам, а идут в нее в основном, женщины. Ответ на вопрос прост – низкая заработная плата. Мужчины ищут работу с высокой оплатой труда, так как являются кормильцами в семье, а «работа по душе» отодвигается на второй план.

Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

По словам Натальи, на данный момент, трамвайщики сегодня испытывают кадровый голод. Не хватает половины водителей. Зато тот коллектив, что есть, - одна большая семья, которая состоит из энтузиастов. Они живут своей работой и готовы прийти на помощь в любую минуту.

трамваи
трамваи
Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

Встретил жену на работе

Есть и другая сторона жизни трамвайного депо. К праздникам водители и кондукторы трамвая украшают свой транспорт, наряжаются сами – все для того, чтобы порадовать пассажиров и поднять им настроение.

Совместные работа и досуг помогают сотрудникам не только сплотить коллектив, но найти свою судьбу.

Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

- Я с детства знал все остановки города, а когда стал старше, решил выбрать профессию водителя. А еще здесь образовалась моя семья. Сейчас я – водитель трамвая, а жена – кондуктор, - рассказывает Олег Ермилов, самый молодой водитель трамвая. - Работа - тяжелая и напряженная: нужно быть всегда начеку, следить за обстановкой на дороге, в салоне, крутить головой на все 360 градусов. Для меня самое тяжелое в профессии – сидячий образ жизни, но я компенсирую его частыми прогулками. С первого дня, как началось обучение, я понял, что в моих руках 18 тонн «железа» и безопасность пассажиров.

Раньше были династии

В музее «Бийскгортранса» бережно хранит то, что связано с историей предприятия, которое раньше было «Бийском трамвайным управлением». На стендах с фотографиями можно увидеть династии - семьи, которые раньше работали: мама-дочка, сестры, мама-сын.

Фото: Сергей Кулыгин, «Бийский рабочий»

- Династий в нашем управлении уже не осталось, - с сожалением говорит Наталья Березовская. – Число сотрудников сократилось. А люди, которые приходят к нам на обучение, не всегда сдают экзамен. В любой профессии всегда трудно изучать новое. Сначала кажется, что ничего непонятно, но потом становится интересно. Мы всегда рады видеть пополнение в наших рядах и обучить всему, что поможет стать профессионалами своего дела.

Комментарии (11)

1000

Авторизоваться:

Эти люди достойны того, чтобы местные композиторы и поэты сочинили для них бодрый жизнеутверждающий "Марш бийских трамвайщиков".

"Но потом становиться интересно". Блин. Ну вы чё.

везде где не платят зарплату и ищут рабов утверждают что они как одна семья.

Один вопрос: Если смена начинается в 5 утра, тогда какого, трамваи в Заречье ездят в 2 часа ночи, и в полвторого ночи тоже бывает?

Гость
Алексей, это заблудившийся призрачный гонщик трамвая, потерявшийся в 90-х годах иногда появляется.
Ответить
Гость
Алексей, возможно ремонтные вагоны, обслуживают пути
Ответить
Справедливая
Алексей, это может быть дежурный трамвай, который доставляет работников.
Ответить

Низкая зарплата перечеркивает ВСЕ преимущества. Да и какие там преимущества? Работать на технике 60х годов за копейки?

У усть-катаевских трамваев очень мощная лобовая броня: при столкновении с любой случайно подвернувшейся тачкой могут повредиться только фары.

Романтика у них такая , смешно если дома не чего есть какая тут романтика !

Журналисты хоть и попытались на писать позитивную, добрую статью, которая достойна просты работников ТУ, но положение трамваев в Бийске крайне грустное. Позор руководству, что довела до такого. Эти люди достойны большей зарплаты. Как можно жаловаться на убытки, если бензин дорожает и автобусники нормально живут? Пассажиропоток точно такой же. А организация маршрутов при нехватке водителей - это вообще отдельная тема. Диспетчерам тоже позор