В Алтайском крае на совещании «Единой России» обсудили важный вопрос, касающийся сокращения негативного воздействия на окружающую среду
Совещание в рамках реализации нового партийного проекта единороссов «Зеленая экономика» прошло в АлтГТУ им. Ивана Ползунова в Барнауле. Его провел координатор партпроекта в Алтайском крае, депутат фракции «Единая Россия» в краевом Заксобрании и директор по развитию бийской компании «Специалист» Григорий Бахтин. Участники этого совещания, среди которых были руководители краевых ведомств, депутаты, промышленники, энергетики и ученые, обсудили способы снижения вредного воздействия на окружающую среду.
Григорий Бахтин отметил, что все управленческие и регуляторные решения по модернизации промышленности, а также внедрению перспективных технологий необходимо принимать, исходя из важности решения другой ключевой задачи – достижения экологического благополучия и существенного сокращения негативного воздействия на окружающую среду. В свою очередь, промышленники и энергетики рассказали, каких результатов им удалось добиться в этом.
Так директор Алтайского филиала «Сибирской генерирующей компании» Игорь Лузанов напомнил, что компания в настоящее время обслуживает три ТЭЦ и 72 малые котельные в Барнауле, Бийске и Рубцовске. По его словам, благодаря постепенному отказу от малых котельных и частичному переходу на газ энергетики постоянно снижают объем вредных выбросов в окружающую среду после сжигания топлива.
Как пояснил Игорь Лузанов, недавно в Барнауле СГК вывела из эксплуатации угольную котельную на улице Никитина, 22, а также перевела на природный газ угольную котельную на улице Анатолия, 193. Кроме того, до конца 2022 года компания также планирует перевести с угля на природный газ котельные на улице Пушкина, 55 и улице Санаторная, 9.
В итоге эти и многие другие мероприятия позволят снизить нагрузку на атмосферный воздух в Барнауле на 75%. Причем аналогичную модернизацию и замещение угольных котельных на природный газ компания проводит в Бийске и Рубцовске. Между тем, в СГК готовы отдавать дорожникам и строителям золошлаки – это позволило бы не складировать их как отходы, а вовлекать в дальнейшее развитие инфраструктуры края.
- Ежегодно на Бийской ТЭЦ образуется до 230 тысяч тонн золошлаковых отходов, на двух ТЭЦ Барнаула – до 270 тысяч тонн. Максимально возможное годовое количество получаемых золошлаковых материалов составляет до 500 тысяч тонн. Мы заинтересованы в использовании этих материалов в дорожной и других отраслях Алтайского края, неоднократно обращались с таким предложением к краевым и муниципальным властям. Надо сказать, что у СГК есть опыт применения золошлака в ходе капитального ремонта федеральной автомобильной дороги Р-254 «Иртыш». Сейчас с применением золошлаковых материалов реконструируется дорога Красноярск-Элита, – рассказал Игорь Лузанов.
В ответ министр промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка сообщил, что власти региона уже изучали опыт применения таких отходов в дорожной и строительной сферах, а также в агрономии и при производстве ферросплавов. При этом наиболее перспективными министр назвал два первых направления. Более того, при участии красноярских и алтайских ученых с применением золошлаков создали экспериментальные образцы кирпичей для применения в строительной отрасли. Это подтвердили и результаты испытаний. К примеру, с применением золошлаков был отремонтирован и экспериментальный участок дороги.
- Сложность в том, что этих материалов нет в базах территориальных и федеральных единичных расценок (ТЕР и ФЕР), которые используются при подготовке сметной документации. И еще один момент. Пока традиционные технологии дешевле, применяться будут именно они. Поэтому надо создавать условия для того, чтобы использовать золошлаковые материалы было выгоднее, – отметил министр.
В продолжение темы об успешной переработке отходов рассказал и главный инженер компании «Нортек» Игорь Канаков. По его словам, барнаульское предприятие по производству шин уже почти 10 лет не эксплуатирует полигон с отходами, потому что полностью перерабатывает их и реализует резиновую крошку. К тому же на "Нортеке" принимают на переработку огромное количество шин, которые сдают различные предприятия и население.
Тем не менее, руководитель независимой аналитической лаборатории Даниил Ярцев отметил, что в Алтайском крае должным образом не организована работа с отходами 1–3 классов опасности. По его словам, многие хозяйствующие субъекты вынуждены увозить отходы на утилизацию в другие регионы, например, в Томскую область. При этом он все-таки отметил, что в Алтайском крае предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе не превышена, чего не скажешь о других регионах Сибири.
Участники совещания обратили внимание, что контролирующие и надзорные органы в основном следят за соблюдением природоохранного законодательства крупными предприятиями, а остальные, как правило, остаются без внимания.
- У нас давно назрела необходимость в так называемой экологической полиции – структуре, которая будет уделять внимание и крупным, и мелким предприятиям. Мы изучаем опыт других стран и видим, что это работает. Конечно, решение о создании такой структуры должно приниматься на федеральном уровне, – отметил председатель комитета АКЗС по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи, единоросс Игорь Панарин.
По мнению участников совещания, государство должно не только наказывать, но и мотивировать предприятия переходить к «зеленой» экономике, но пока в этом направлении делается немного.
В завершении совещания они договорились совместно работать над климатическим паспортом Алтайского края, который должен появиться к ноябрю этого года. По словам профессора АлтГТУ Михаила Шишина, в паспорте будет содержаться полный анализ климатической ситуации в регионе, сценарный план ее развития, а также план действий территории по снижению вредного воздействия на окружающую среду.








