Представители фармабизнеса говорят о возможном новом скачке цен на лекарства
Полки аптек в Алтайском крае за последние недели заметно опустели. По ряду позиций стал отмечаться стойкий дефицит. В чем причина, и как бороться с последствия — об этом представители аптечных сетей, регионального министерства здравоохранения, управления по развитию предпринимательства и Росздравнадзора говорили на круглом столе, темой которого стало лекарственное обеспечение жителей Алтайского края в условиях санкций.
Ситуация, которая сейчас царит на рынке, многие сравнивают с тем, что наблюдалось в аптеках в 2020 году.
Тогда, на волне пандемии, покупатели просто смели с полок антибиотики, противовирусные и витамины. «БР» писал, что по самым востребованным позициям спрос вырос в шесть раз. Некоторые покупатели набирали по двадцать упаковок препаратов в одни руки. Все это происходило на фоне внедрения новой системы учета лекарственных препаратов, что тормозило процесс отгрузки новых партий.
Представители аптечного бизнеса поясняли — в условиях нестабильности включается тот же механизм, что и при массовой закупке гречки в 2020 году или сахара в нынешнем. Например, кто-то и не думал закупать медикаменты впрок. Но ему посоветовали: надо брать, ведь «потом не будет». В человеке зародились сомнения. Он, может быть, и не пошел бы в аптеку, но ведь другие идут и покупают. Пришел в аптеку, а там препарата нет. Начинается паника. Прошел ряд аптек. Где-то нашел. Купил, и побольше, про запас. А скольким он сам сказал, что надо закупаться? Вот такая цепная реакция.
На фоне санкций происходит то же самое, разве что самые востребованные позиции поменялись.
Однако в краевом минздраве говорят: покупатели сами спровоцировали дефицит «сверхпотреблением».
- Мы видим такой спрос — берут по 10-20 упаковок в одни руки. Люди начали перестраховываться и выкупили весь объем, который должен был равномерно распределиться в течение 2022 года, - говорит Тарас Хамрилов, начальник отдела лекарственного обеспечения и фармдеятельности минздрава Алтайского края.
- По левотироксину - если в январе в рознице, то есть коммерческом сегменте, было отпущено около 19 тысяч упаковок препарата под разными торговыми наименованиями, в феврале - 18,5 тысяч, то в марте - уже 66 тысяч упаковок, - приводит пример Виктор Зайцев, руководитель краевого Росздравнадзора.
Кстати, на этом фоне в крае уже появился «черный рынок» лекарств, которые стали перепродавать в сети.
В аптеках — своя «головная боль». Спрос есть, а вот предложение уже стремится к нулю. И дефицитными стали не только позиции левотироксина и инсулина.
Дефицит отмечается и по антибиотикам, препаратам для лечения бронхиальной астмы, а еще антидепрессантам, рассказала Евгения Каньшина, замглавы коммерческого отдела бийской компании «Фарм Консалтинг», - это сеть аптек «Ваш доктор» и «ФармДисконт».
И это при том, что из-за накруток, которые делали дистрибьюторы (компании, которые занимаются поставкой медпрепаратов от производителя до аптек), с начала года лекарства уже подорожали на 30-35 процентов. Исключения составляют разве что жизненно важные лекарства, рост цен на которые регулируется государством.
Меры по стабилизации на рынке принимаются. С учетом того, что многие препараты — привозные, государство приняло послабления для производителей. Теперь на территории страны они смогут продавать свою продукцию в нерусифицированной упаковке при условии, что инструкция к препаратам будет на русском языке. Тех же, кто намерен оставить российский рынок, обязали уведомлять об этом за полгода.
Параллельно в России намерены сделать ставку на собственное производство. Так, фармацевтическая компания из Новосибирска уже в середине апреля намерена начать выпускать дефицитный левотироксин в объеме, позволяющим закрыть потребность россиян в препарате на 100 процентов.
Короче, опять виноваты граждане: Если бы мы не покупали лекарства, то они бы лежали на полках в аптеке. А мы посмели их купить - вот теперь должны пенять только на себя.