Бийск посетила Екатерина Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
В России вступили в силу правила обязательной маркировки лекарственных препаратов и биологически активных добавок. С помощью передачи данных в общую систему о движении каждой упаковки, отмеченной специальным qr-кодом, можно получить всю информацию: кем был выпущен продукт, к какой партии относится, когда был отпущен предприятием и в какой конкретно аптеке он оказался доступен к продаже. Подобная система защищает покупателя от приобретения контрафакта, производителя – от рисков, что недобросовестные участники рынка смогут продать подделку, а государство – от ухода в тень таких предпринимателей и недополучения налогов.
В числе лидеров
Как работает система, какие плюсы она дает, а над чем еще стоит поработать – обсудили в Бийске. Площадками для проведения выездного совещания Минпромторга России стали предприятия «Алтайвитамины» и «Эвалар».
Как поясняют организаторы, обсудить промежуточные результаты внедрения системы маркировки на рынке БАД решили именно в Алтайском крае - регионе, успешно развивающим это направление.
- Алтайский край входит в число лидеров по объемам производства биологически активных добавок в Российской Федерации, занимая второе место, а в Сибирском федеральном округе мы являемся лидером, - отметил модератор совещания Александр Лукьянов, заместитель председателя правительства Алтайского края. - В 2023 году объем производства БАДов в регионе составил 3,5 тысячи тонн, что соответствует 115,1 % к аналогичному периоду прошлого года. Поэтому правительство Алтайского края заинтересовано, чтобы региональные компании смогли свободно работать в национальной системе цифровой маркировки и далее предлагать своим потребителям уникальную оздоровительную продукцию.
Рынок становится прозрачнее
Система маркировки внедряется в России не только в отрасли фармацевтики. Qr-коды с зашифрованной информацией о производителе и пути товара до конечного покупателя сегодня можно увидеть на продуктах питания, алкоголе, обуви и даже автомобильных шинах. Но почему это так важно?
- За последние два года количество маркируемых товаров выросло в два раза. Сейчас в обязательной маркировке находится уже 17 товарных групп. Буквально 1 сентября к обязательной маркировке подключаются новые – это консервы, растительные масла, препараты ветеринарии, корма для животных, велосипеды, безалкогольное пиво и технические средства реабилитации, - говорит Екатерина Приезжева, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Поэтапное включение в систему маркировки разных товарных групп началось в 2019 году, и за четыре года рынок стал ощутимо прозрачнее. Причем это отмечается по всем направлениям. Производить «серый» товар становится просто невыгодно – ведь его невозможно будет ввести в торговые залы. Екатерина Геннадьевна привела данные. Так, легальный рынок питьевой воды увеличился на 30%, безалкогольных напитков - на 23%, по шинам доля незаконного оборота снизилась в два раза, по табаку - на четверть, по обуви - на треть.
Отразилось это и на доходах государства. Тем, кто прежде пытался уйти от налогов, просто не оставили выбора: либо работай честно, либо не работай вообще. В итоге за четыре года дополнительные поступления в бюджет страны составили почти 800 млрд руб. Цифра огромная. Для сравнения, годовой бюджет целого региона – Алтайского края – в пять раз меньше.
«Нашлись» неучтенные
С рынком БАД произошла та же история. Оказалось, что тех, кто выпускает или импортирует подобную продукцию, гораздо больше, чем предполагалось.
- До введения маркировки объемы рынка биологически активных добавок оценивались подсчетом юридических лиц, которым были выданы свидетельства о госрегистрации, импортеров – около 200. А когда началась регистрация в системе маркировки, то там зарегистрировались почти 1400 компаний. То есть разброс в семь раз! - говорит Екатерина Приезжева. - Аналогичную динамику мы фиксируем и по производителям. Ранее по количеству выданных свидетельств по госрегистрации насчитывалось 800 российских производителей биологически активных добавок, а сейчас их число достигает уже 1,5 тысяч. Регистрацию в системе «Честный знак» прошли 86% больших компаний.
В пример в Минпромторге приводят Алтайский край, где доля крупных фармацевтических компаний, успешно внедривших маркировку своей продукции, достигла 100%. При этом на территории региона работают 48 компаний, которые производят БАДы, а выпуск налажен по более чем 1200 наименованиям - это бальзамы, капсулы, таблетки, капли, масла, фиточаи, саше и прочее. Крупнейшие компании расположены в Бийске – это ЗАО «Эвалар» и АО «Алтайвитамины».
Привести к балансу
Для участников совещания провели экскурсию по цехам заводов. С линии сходят тысячи ампул, блистеров и упаковок. На каждую из них специальное оборудование наносит маркировку за долю секунды. Процесс автоматизирован. Система кодирует информацию об изготовителе, партии, дате выпуска, преображает это в qr-код, печатает на упаковке и тут же передает информацию конкретно об этой пачке в систему. Уже через пару минут после наведения на черно-белый квадрат камеры простого телефона можно будет узнать все о том, откуда именно эта коробка.
- Мы начали работу над маркировкой еще в 2019 году. Сначала маркировали лекарственные препараты, теперь БАДы, - рассказывает Александр Балушкин, генеральный директор АО «Алтайвитамины». – Мы используем как прямое нанесение на картонную пачку, так и нанесение кода на первичную и вторичную упаковку. Сейчас мы также отрабатываем нанесение кода с нашими партнерами по типографии, работаем над возможностью использования одного программного обеспечения, позволяющего маркировать продукты разных товарных категорий. Накопленный опыт позволяет нам заранее прорабатывать возникающие вопросы у разработчиков.
- Когда видно, кто производит, кто импортирует, объем реального товара, который поступает в оборот, когда видны цепочки, как этот товар двигается, в том числе цепочка формирования его стоимости, и как этот товар реализуется потребителю, то выгодоприобретателями становят три группы, в том числе и сами производители, - уверен Михаил Дубин, председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий. - Мы видим, что во всех без исключения отраслях, где маркировка внедрена, прибыльность бизнеса на уровне отрасли через 12−18 месяцев возрастает.
Эксперты связывают это с тем, что рынок покидают теневые предприниматели, а добросовестные производители занимают освободившиеся ниши.
Кроме того, четкое понимание, что и в каких объемах производится и потребляется приводит рынок к балансу. С одной стороны, чтобы произведенного продукта всем хватило, с другой стороны - чтобы не было его перепроизводства.
- Наличие актуальной статистики позволяет принимать более взвешенные управленческие решения в том числе в фармацевтике, - обращает внимание Михаил Андреевич. – Например, такая система использовалась для сбора данных и помощи в распределении вакцин во время пандемии.
Наведите вашу камеру
Маркировка позволяет быстрее реагировать на изменения и самого рынка. Так, все активнее в жизнь потребителей входят маркетплейсы.
- Безусловно, нашим ключевым рынком БАДов остаются аптеки. Этот сегмент занимает 75-79%. Но еще два года назад мы обсуждали, что маркетплейсы будут захватывать долю рынка. Мы это связываем с тем, что они позволяют совершить покупку очень быстро, - отмечает Наталия Прокопьева, председатель совета директоров ЗАО «Эвалар». - И если в 2022 году на рынке БАДов маркетплейсы занимали всего 7-10%, то теперь они занимают 21-25%.
По словам участников рынка, пока маркетплейсы не могут сравниться в своей прозрачности с аптечными сетями или магазинами офлайн, хотя крупные игроки оптимизируют процесс входа на их площадки продавцов, пытаясь внедрить барьер для контрафакта.
На этом фоне отмечается повышенный интерес самого потребителя именно к проверенной продукции. Так, число пользователей приложения «Честный знак» уже превысило 21 миллион, и ежегодно этот показатель удваивается. Конечно, самые активные пользователи – молодого и среднего возраста, а вот старшему поколению иной раз без помощи не обойтись. Зато те, кто уже подключился к системе, вовсю оценили ее преимущества перед традиционным поиском «на глаз» поиска того же срока годности или информации о производителе на упаковке. Согласно данным системы, россияне с помощью приложения оценивают все – не только фармацевтическую продукцию, но и молочку или, например, обувь. Главное – научиться пользоваться.
- Мы ранее замечали, что потребители, приходя в аптеку, не всегда знают, как пользоваться приложением, как наводить камеру на qr-код, - рассказывает Наталия Прокопьева. - Поэтому мы с коллегами инициировали такой проект по ликбезу. Учим покупателей пользоваться приложением. Акция оказалась очень востребованной и популярной. Сейчас ее проводим в аптеке в Москве, но, думаю, в регионах тоже введем.