29 октября отмечают день автомобилиста
Женщина за рулем – явление сегодня такое же обыденное, как женщина за прилавком или у плиты.
Понятие «автоледи» прочно осело в словаре и обиходе, а дама в водительском кресле вряд ли вызовет удивление. Но только не в случае с Людмилой Баскаковой. Убеленную сединой бабушку, лихо управляющую иномаркой, провинциальный народ пока еще воспринимает, как нечто уникальное.
Впервые взялась за руль Людмила Баскакова в 35 лет. Точнее сказать, за руль автомобиля, а вот водить суда по сибирским рекам она начала гораздо раньше. Людмила Петровна в прошлом веке была единственной в бассейне Оби женщиной–капитаном.
Судно это весьма примечательное. Ветераны речного флота говорят, что досталось оно Бийской пристани еще со времен купцов Морозовых.
Сначала это был пароход, по бортам у него стояли большие колеса, которые вращались как на мельнице. Рабочие на «Зюйде» топили котел, котел давал пар, пар вращал колеса. Потом на «Зюйд» поставили два чехославацких дизеля, и уже они колеса вращали.
Капитаном «Зюйда» был Петр Лобанов – отец Людмилы. Для девочки «Зюйд» стал плавучим домом, а вращающиеся колеса – объектом пристального изучения.
Когда судно списали, родители, а вместе с ними и маленькая Людмила, перешли на газоход-110. Так что с рекой эта женщина связана с самого своего появления на свет. Поэтому и ее выбор профессии – капитан – не стал в семье неожиданностью.
Молодую девушку на флот, да еще на такую мужскую специальность, брать не хотели. Но начальник пристани Юрий Тулупов в итоге все-таки сломался под напором бесконечных просьб. Дал Людмиле шанс и уж точно не пожалел. Женщина в последствии стала надежным капитаном и гордостью речпорта.
Рабочую карьеру Людмила начала с должности матроса на БВК, капитаном-механиком этого судна был ее отец. У Петра Ефимовича Людмила перенимала основные навыки покорения реки. Потом, встав к штурвалу, грамотно и отважно водила грузовые суда по спокойной Бии, полноводной Оби и своенравной Катуни. А ведь сплавлять баржи по Катуни не всякий мужчина-капитан брался.
Людмиле Петровне доверяли перевозить не только грузы, но и людей. С улыбкой она вспоминает один случай. В 1980-е годы работала на «Заре». Стоит у штурвала и слышит, как по скоростному теплоходу шепот разлетается:
Говорит, очень смеялись над этой историей коллеги по работе.
Десятки лет Людмила Баскакова водила речные суда. Не было в ее работе ошибок и нареканий. Также безукоризненна она и за рулем автомобиля. За 37 лет стажа – ни одного ДТП и ни одного нарушения правил дорожного движения.
Первой «рабочей лошадкой» в водительской карьере Людмилы Петровны стал «Запорожец». На нем она в далеком 1986 году училась вождению. Говорит, купила машину «без всякого напряга».
Зарплата у нее хорошая была, даже копить не пришлось на мечту. Села за руль без страха и смятения и поехала. С той минуты выработала тест на «профпригодность». Говорит, он и сейчас работает:
«Если, сев за руль, вы не спасовали и не отпустили его первые 20 минут, из вас, наверняка, получится водитель».
За без малого 40 лет кроме «Запорожца» в автогараже Людмилы побывали «Москвич», несколько представителей из линейки «Жигулей» - от «копейки» до «девятки», а с 1996 года и по сей день там надежно обосновалась Toyota Tercel. Пенсионерка ласково зовет ее «старушкой». Также она называет и себя.
Несмотря на возраст – 72 года - Людмила Петровна водит свою «старушку» с молодецкой удалью. По трассе 90 км выжимает легко. Хоть и любит статная автоледи скорость, но ездит аккуратно и правила всегда соблюдает. Тех, кто лихачит, превышая дозволенный максимум, про себя может и крепким словцом ругнуть, потому что, как говорит водитель, «дорога шалостей не прощает».
Людмила Петровна не только мастерски водит машину, ну и в ее устройстве неплохо разбирается.
- Я в молодости любила в «железках» копаться,- рассказывает Людмила Баскакова, - починить сама технику могла. А потом, как вышла на пенсию, решила – ни к чему это. У меня ведь и помощники теперь есть. Младший сын автосервис держит, у него даже эвакуатор свой. Поможет, если что. Внук 14-летний мне колеса с удовольствием меняет. Так что сейчас я только рулю.
А рулить Людмила Петровна любит. Говорит, что давно «вросла» с корнями в машину, хоть и колесит исключительно по Алтаю.
Каждый день из Малоенисейского на своей «Тойоте» в город - то в поликлинику, то по делам ездит. Иногда по дороге внуков забирает. А их у автоледи - восемь, еще и правнуков двое. Машина - машиной, а «бабушкинские» обязанности никто не отменял. Людмила Петровна и пирожков постряпает, и хлеб сама испечет, и овощей с грядки принесет. Автоледи на «ты» не только с железным конем, но и с обычной коровой.
- Вышла на пенсию, поменяла городскую квартиру на деревенский дом. Несколько коров держала, она и доить умеет, - добавляет штрихи к портрету подруги Нина Макарьева.
Дружат они уже больше полувека. Нина Александровна говорит, что ездит с Людмилой Баскаковой также спокойно, как со своим мужем:
- В молодые годы мы часто за ягодами-грибами на машине ездили, на природе семьями отдыхали. Есть вещи, в которых подруга незыблема на протяжении всего водительского стажа. Например, никогда не будет вести разговоры за рулем, просит пассажиров не отвлекать ее. Не будет отвечать на звонок мобильного телефона. А вот музыку хорошую послушать любит. Когда едет одна, всегда включает приемник в автомобиле, говорит, с песней дорога веселее.
Трижды Людмила Петровна меняла права. Очередное водительское удостоверение получила несколько дней назад. Говорит, когда его в ГИБДД вручали, с улыбкой поздравили, пожелали в дальнейшем также аккуратно ездить без нарушений и штрафов.
Уважают Баскакову как водителя и односельчане. В Малоенисейском есть и другие автоледи, но все они уступают в возрасте и опыте Людмиле Петровне. Дети и внуки реагируют, куда спокойнее: в семье давно уже привыкли, что их бабуля при руле. Воспринимают это как само собой разумеющееся. Но в день автомобилиста поздравить никогда не забывают.
На наш вопрос, считает ли она, что женщины менее внимательны и более эмоциональны на дороге, отвечает отрицательно. Говорит, все зависит от конкретного человека, а не от его половой принадлежности. Не согласна Людмила Петровна и с мнением, что женщины хуже справляются с парковкой и маневрами.
- У кого опыта больше, тот и ловчее.
А вот на вопрос, что ей нравится водить больше - теплоходы или автомобили – однозначно ответить затруднилась. Суда и машины в сердце этой удивительной женщины всегда занимали и продолжают занимать равное место. И хотя за штурвалом она уже не стояла много лет, говорит, что река до конца так ее и не отпустила. До сих пор во сне нет-нет, да и увидит, как бороздит она на своем РТ водные просторы, рассекая волны, ведет теплоход в порт.
Гость, каботаж - это морской термин,не задавай глупейших вопросов...