Все существующие в Бийске некрополи (кроме Северного кладбища) являются закрытыми. Но закрытые – не значит забытые и разрушенные
Кладбище – это особенное место. Для отдельных людей атмосфера кладбища является угнетающей. Кто-то считает, что бывать на кладбищах лучше как можно реже или не бывать совсем, чтобы не вспоминать о грустном.
А что, если посмотреть на кладбища иначе? Сделать это помогут некрополисты – люди, увлекающиеся поисково-исторической работой с могилами. Евгения Жданова – одна из таких людей. Она изучает историю и современность похоронной индустрии разных стран мира. Особый интерес у неё к кладбищам Бийска. Чем они занятны, Евгения рассказала «БР».
Не хобби, а наука
- В любом городе, у каждого погоста есть своя история, свои тайны и легенды. Старинные некрополи многогранно отражают национальную культуру региона.
Благодаря кладбищам можно многое узнать об истории той или иной местности, о жизни и судьбах живших там людей. Исходя из этого, мне кажется, что кладбище – это место связи поколений, место, где можно узнать много нового об истории родного города или края.
Междисциплинарно некрополистика взаимодействует с различными науками, например, архитектурой, искусством, краеведением, генеалогией, эпиграфикой и многими другими.
Когда-то в России некрополистика была хорошо известна и относительно развита. Публиковались как отдельные статьи, так и фундаментальные сводные труды по центральным и провинциальным некрополям Российской империи. Однако, в советское время подобные исследования стали считаться не соответствующими идеологии того времени. Антирелигиозная пропаганда, закрытие и уничтожение тысяч церквей, монастырей, некрополей и погостов привели к утрате огромного пласта национальной исторической памяти.
Возрождение интереса к некрополистике произошло в 1990-2000 годах. Было создано много сайтов, издано большое количество книг, посвященных как общим некрополистическим исследованиям, так и отдельным конкретным кладбищам. Так, многие современные исследователи-некрополисты «выросли», изучая книги В.Ф. Лапы, Д.И.Фикса, А.В.Кобака, Ю.В.Пирютко и сайты «Новодевичье кладбище», «Могилы знаменитостей», «Они тоже гостили на земле…» и других.
В 2007 году было создано Российское общество некрополистов. В своей деятельности общество ставит множество задач, среди которых: поиск могил людей, оставивших заметный след в истории определенного региона или всей страны; обеспечение сохранения подобных захоронений; составление реестра могил, нуждающихся в реставрации и уходе и так далее.
На кладбищах есть жизнь
- Некрополисты - люди совершенно разных профессий, но всех их объединяет одно – большая любовь к истории и культуре.
Исследования некрополиста (неважно, в каком регионе и на каком кладбище), это всегда – про жизнь. Это возможность сохранить память о тех людях, которые жили когда-то, которые оставили свой след в истории или чьей-то судьбе, даже если они забыты или их имена не настолько известны большинству.
Например, в городе находится один из старейших некрополей Западной Сибири – Вознесенский (Старое нагорное кладбище). Согласно исследованиям захоронения в этом некрополе проводятся с 70-ых годов XVIII века. Известно, например, что в Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерове, Новокузнецке некрополи тех же лет разрушены, на их месте построены парки, заводы, дома.
Именно на этом кладбище нашли свой последний приют известные в Бийске в XIX – начале XX века личности, которые когда-то сделали город заметным торговым и православным центром Сибири. Это представители всех наиболее известных купеческих семей Бийска, предприниматели, меценаты, почётные граждане города: Ассановы, Осиповы, Сычёвы, Кузнецовы, Бахтины, Пискарёвы, Андреевы и многие другие представители бийской интеллигенции.
На некогда существовавшем в заречной части города Покровском кладбище похоронен Вацлав Ярузельский – отец первого президента посткоммунистической Польши Войцеха Ярузельского. Войцех Ярузельский имел большое желание найти могилу отца и обращался за помощью к бийским органам власти.
Точное местонахождение могилы Ярузельского-старшего пока установить не удалось.
На Заречном кладбище был установлен кенотаф Вацлаву Ярузельскому (кенотаф - памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, - прим.Евгения Жданова), а также коллективный памятник полякам, умершим в Бийске в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В мае 2005 года Войцех Ярузельский посетил Алтайский край и побывал на Заречном кладбище в г. Бийске, где возложил цветы к вышеназванным памятникам. В городе бывшего польского президента встречали губернатор Алтайского края Михаил Сергеевич Евдокимов, ветераны Великой Отечественной войны, представители польской диаспоры.
На всех кладбищах продолжают производиться захоронения, правда, только рядом с существующими семейно-родственными могилами. Погребения совершаются в пределах установленных оград, при наличии достаточного места для новой могилы.
Уберечь кладбища от гибели
- Многие краеведы продолжают изучение истории и тайн как разрушенных, так и существующих в настоящее время бийских кладбищ. Далеко не до конца изучены некогда существовавшие в городе конфессиональные кладбища.
Конечно, состояние закрытых бийских некрополей оставляет желать лучшего. Стоит ли их сохранять? Стоит ли продолжать их изучение? Мне кажется, ответ очевиден.
Историки-некрополисты А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко в своей книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» отмечают: «Чтобы уберечь исторические кладбища от полной гибели, необходимо заново осмыслить место и значение некрополя в нашей духовной жизни. Некрополь – город мертвых – это пространство особого порядка, сохранение которого в его целостности имеет непреходящее социально-нравственное значение.
Упадок некрополя – симптом духовной болезни всего общества. Надо не только совершенствовать законодательство об охране памятников, но возродить в современном обществе уважительное отношение к самому месту кладбища, выражающему идею связи поколений и исторической преемственности….» И с этим нельзя не согласиться.
Очень хотелось из этой статьи узнать подробности, чем занимается некрополист Евгения Жданова. Но нет. Половина статьи посвящена расшифровке понятия о науке некрополистике, вторая часть состоит из общедоступных фактов, собранных в интернете, о том, кто похоронен на бийских кладбищах. Автор даже поленилась сделать фоторепортаж с бийского некрополя - сплошной фотоархив. Возникает вопрос: где журналист получал профессию? Ожидал лучшего. Оказалось неинтеренсно. Двойка!