Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Взгляд в прошлое без печали: некрополист рассказала о кладбищах Бийска

Все существующие в Бийске некрополи (кроме Северного кладбища) являются закрытыми. Но закрытые – не значит забытые и разрушенные

Кладбище – это особенное место. Для отдельных людей атмосфера кладбища является угнетающей. Кто-то считает, что бывать на кладбищах лучше как можно реже или не бывать совсем, чтобы не вспоминать о грустном.

А что, если посмотреть на кладбища иначе? Сделать это помогут некрополисты – люди, увлекающиеся поисково-исторической работой с могилами. Евгения Жданова – одна из таких людей. Она изучает историю и современность похоронной индустрии разных стран мира. Особый интерес у неё к кладбищам Бийска. Чем они занятны, Евгения рассказала «БР».

Не хобби, а наука

- В  любом городе, у каждого погоста есть своя история, свои тайны и легенды. Старинные некрополи многогранно отражают национальную культуру региона.

Благодаря кладбищам можно многое узнать об истории той или иной местности, о жизни и судьбах живших там людей. Исходя из этого, мне кажется, что кладбище – это место связи поколений,  место, где можно узнать много  нового об истории родного города или края. 

Существует даже специальная наука, некрополистика.  Главным предметом исследования некрополистики являются кладбища, их описание, изучение и сохранение.
Фото: Анна Сабанова

Междисциплинарно некрополистика взаимодействует  с различными науками, например, архитектурой, искусством, краеведением, генеалогией, эпиграфикой и многими другими.

Когда-то в России  некрополистика была хорошо известна и относительно развита. Публиковались как отдельные статьи, так и фундаментальные сводные труды по центральным и провинциальным некрополям Российской империи. Однако, в советское время подобные исследования стали считаться не соответствующими идеологии того времени. Антирелигиозная пропаганда, закрытие и уничтожение тысяч церквей,  монастырей, некрополей и погостов привели к утрате огромного пласта национальной исторической памяти.

Фото: Анна Сабанова

Возрождение интереса к некрополистике произошло в 1990-2000 годах. Было создано много сайтов, издано большое количество книг, посвященных как общим некрополистическим исследованиям, так и отдельным конкретным кладбищам.  Так, многие современные исследователи-некрополисты «выросли», изучая книги В.Ф. Лапы, Д.И.Фикса, А.В.Кобака, Ю.В.Пирютко и сайты «Новодевичье кладбище», «Могилы знаменитостей», «Они тоже гостили на земле…» и других.

В 2007 году было создано Российское общество некрополистов. В своей деятельности общество ставит множество задач, среди которых: поиск могил людей, оставивших заметный след в истории определенного региона или всей страны;  обеспечение сохранения подобных захоронений; составление реестра могил, нуждающихся в реставрации и уходе и так далее.

На кладбищах есть жизнь

 - Некрополисты  -  люди совершенно разных профессий, но всех их объединяет одно – большая любовь к истории и культуре.

Исследования некрополиста (неважно, в каком регионе и на каком кладбище), это всегда – про жизнь.  Это возможность сохранить память о тех людях, которые жили когда-то, которые оставили свой след в истории или  чьей-то судьбе, даже если  они забыты или их имена не настолько известны большинству.

Фото: Анна Сабанова
Город Бийск – один из старейших городов Западной Сибири, здесь жили многие интересные личности, поэтому  городские кладбища, безусловно, представляют определённую историческую ценность

Например, в городе находится один из старейших некрополей Западной Сибири – Вознесенский (Старое нагорное кладбище).  Согласно исследованиям захоронения в этом некрополе проводятся с 70-ых годов XVIII века. Известно, например, что в Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерове, Новокузнецке некрополи тех же лет разрушены, на их месте построены парки, заводы, дома.

Вознесенское кладбище
Вознесенское кладбище
Фото: Евгения Жданова

Именно на этом кладбище нашли свой последний приют известные в Бийске в XIX – начале XX века личности, которые когда-то сделали город заметным торговым и православным центром Сибири. Это представители всех наиболее известных купеческих семей Бийска, предприниматели, меценаты, почётные граждане города: Ассановы, Осиповы,  Сычёвы, Кузнецовы, Бахтины, Пискарёвы, Андреевы  и многие другие представители бийской интеллигенции.

Могила Василия Николаевича Осипова
Могила Василия Николаевича Осипова
Фото: Евгения Жданова

На некогда существовавшем в заречной части города Покровском кладбище похоронен Вацлав Ярузельский – отец первого президента посткоммунистической Польши Войцеха Ярузельского. Войцех Ярузельский имел большое желание найти могилу отца и обращался за помощью к бийским органам власти. 

Захоронения на Покровском кладбище перестали производиться с 50-х годов, а к концу XX века кладбище пришло в запустение и на его территории стали возводить различные постройки, в том числе, пятиэтажный жилой дом.

Точное местонахождение могилы Ярузельского-старшего пока установить не удалось.

На Заречном кладбище был установлен кенотаф Вацлаву Ярузельскому (кенотаф - памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, - прим.Евгения Жданова), а также коллективный памятник полякам, умершим в Бийске в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Польские памятники
Польские памятники
Фото: Евгения Жданова

В мае 2005 года Войцех Ярузельский посетил Алтайский край и побывал на Заречном кладбище в г. Бийске, где возложил цветы к вышеназванным памятникам.  В городе бывшего польского президента встречали  губернатор Алтайского края Михаил Сергеевич Евдокимов, ветераны Великой Отечественной войны, представители польской диаспоры.

Войцех Ярузельский и Михаил Сергеевич Евдокимов
Войцех Ярузельский и Михаил Сергеевич Евдокимов
Фото: zolotoslovo.ru
На сегодняшний день все существующие в Бийске некрополи (кроме Северного кладбища) являются закрытыми.  Но закрытое – не значит забытые и разрушенные.

На всех кладбищах продолжают производиться захоронения, правда, только рядом с существующими семейно-родственными могилами. Погребения совершаются в пределах установленных оград, при наличии достаточного места для новой могилы.

Уберечь кладбища от гибели

 - Многие краеведы продолжают изучение истории и тайн  как разрушенных, так и существующих в настоящее время бийских кладбищ. Далеко не до конца изучены некогда существовавшие в городе конфессиональные кладбища.

Конечно, состояние закрытых бийских некрополей оставляет желать лучшего. Стоит ли их сохранять? Стоит ли продолжать их изучение? Мне кажется, ответ очевиден.

Фото: Анна Сабанова

Историки-некрополисты А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко в своей книге «Исторические кладбища Санкт-Петербурга» отмечают: «Чтобы уберечь исторические кладбища от полной гибели, необходимо заново осмыслить место и значение некрополя в нашей духовной жизни. Некрополь – город мертвых – это пространство особого порядка, сохранение которого в его целостности имеет непреходящее социально-нравственное значение.

Упадок некрополя – симптом духовной болезни всего общества. Надо не только совершенствовать законодательство об охране памятников, но возродить в современном обществе уважительное отношение к самому месту кладбища, выражающему идею связи поколений и исторической преемственности….» И с этим нельзя не согласиться.

Комментарии (21)

1000

Авторизоваться:

Очень хотелось из этой статьи узнать подробности, чем занимается некрополист Евгения Жданова. Но нет. Половина статьи посвящена расшифровке понятия о науке некрополистике, вторая часть состоит из общедоступных фактов, собранных в интернете, о том, кто похоронен на бийских кладбищах. Автор даже поленилась сделать фоторепортаж с бийского некрополя - сплошной фотоархив. Возникает вопрос: где журналист получал профессию? Ожидал лучшего. Оказалось неинтеренсно. Двойка!

Уму непостижимо, как другие народы могут обходиться на могилах своей родни без оградок, цветников, столиков и лавочек, а лишь только низенькими надгробиями без портретов на них ?

Сделайте фоторепортаж о неофициальном нагорном собачье-кошачьем кладбище.

Автор, могил Ассановых на Нагорном кладбище нет и быть не может! Сам Ассанов сгинул в застенках ЧК, дети ушли с белыми, и только Мария Андреевна умерла и похоронена в Бийске.

Краевед
Гость, Николай Иванович Ассанов не в застенках ЧК сгинул, а умер в больнице Бийской тюрьмы. Его дочь Людмила уехала с мужем чешским офицером в конце 1919 г. Несколько позже уехал сын Иван, отправленный в лагеря на десятку. Как минимум двое сыновей умерли в 1921 г. от тифа здесь, в Бийске. Зачем мудрить-то?
Ответить
Гость
Краевед, будьте любезны, приведите документы,что могилы Ассановых находятся на Нагорном кладбище,как сказано в этой статье. Один "краевед" вообще публично рассказывает нам байки про штабель из пушек , снятых с крепостей Бикатунской линии, ушедший в Бийске под землю. Знаем мы цену местным "краеведам".
Ответить
...
Краевед, а тюрьма это теперь не застенок, а курорт? И где могила Ассанова? Покажите! Краеведы это такие собиратели баек и легенд. Не надо путать с историками! В Бийске сплошь краеведы. Историков совсем не осталось.
Ответить
Людмила Чегодаева
... , Стоит все-таки разобраться в событиях , при которых за короткий срок практически "вымерла" семья Ассановых. 1. Марья Андреевна Ассанова. Умерла 11 августа 1959 года. Хоронили ее "деды" известной женщины-прокурора Людмилы Ильиничны Захарченко. Она же указала точное место захоронения. Несколько лет назад, при содействии депутата Абрамова-Прокопьева (почти единственное число) на месте захоронения был установлен памятник 2. Три сына Ассановых(Павел, Николай и, по-моему, Михаил) умерли от тифа в период осени 1921 года. Такую информацию подтвердил документально краевед В.Шнайдер, а ранее об этом говорили близкие Марье Андреевне люди. Дети не преступники и, стало быть, на кладбище могли быть похоронены. Не в огороде же? 3. Николай Иванович.Умер от хронического туберкулеза, осложненного многократным тифом и недоеданием. Как сейчас бы сказали умер на этапе следствия, приговор ему не вынесли. Родственники информацию о смерти сообщили через газету, указав адрес Ассанова (современная Куйбышева, 89). Эту информацию подтвердили В.Шнайдер и П.Коваленко. Разве не мог Николай Иванович быть похороненным на кладбище? Людмила. Тут уже ничего не поделаешь: уехала со своим чешским полковником, умерла в 1920 году в Иркутске. «Счастливчик Иван». Самый младший закончил школу, педтехникум, жил и работал в Камне(на Оби), в театре. Был репрессирован в 1938 году, отбывал наказание в Норильске, отбыл, далее его следы теряются. Прочитайте Василия Гришаева «Зек Иван Ассанов». ВЫВОД: большинство членов семьи, как многие граждане, затеряны в безымянных могилах. Помните обращение – «гражданин Романов» Статья, по моему мнению, пустая, но хотя бы всколыхнула читателей и вызвала отклик.
Ответить
Тот самый "краевед"
Гость, судя по всему, байки-то вы рассказываете. Бикатунской линии никогда не было, а была Колывано-Кузнецкая, делившаяся на дистанции. Речи никогда не шло о пушках снятых со всей линии, а только о снятых с упраздненной Бийской крепости. О наличии штабеля орудийных стволов и места его расположения писал в своих трудах уважаемый Сергей Юрьевич Исупов. И конечно же, речи не шло об ушедшем под землю всем штабеле, а только о части орудий. Не забывайте, что в мягкой пойменной почве узкому орудийному стволу массой почти в 2 тонны уйти в грунт раз плюнуть. Вы слышали звон, да не знаете, где он...
Ответить

Посещение могил наших предков - -это есть совесть. Совесть и память - это едино.

Гость
Кузьмич., у всех совесть только в родительский день появляется, они просто идут на кладбище по расписанию, потому что так положено по календарю.
Ответить

Да какая разница, где покоится барыга из далекого прошлого по фамилии Ассанов, наверняка в последние дни своей жизни проклинавший себя за то, что вовремя не эмигрировал с семьей за бугор ? На могилу этого купчины что, паломничество народа сейчас было бы, как на могилу Чаушеску в Румынии ?

...
Гость, только вот здания, построенные бийскими купцами стоят, несмотря на варварское к ним отношение, а от тебя останется только кучка вонючих комментариев в интернете.
Ответить
Гость
... , так, так его ******. Посмел усомниться, гнида, в великих благодеяниях, сделанных купцами для нашего славного наукограда.
Ответить
...
Гость, вообще-то именно благодаря купечеству и развитию торговли с Китаем и Монголией Бийск получил статус города при Екатерине Великой. От других крепостей Бикатунской линии и следа не осталось.
Ответить
Я.
... , Ну считай собственники Ривьеры, Созвездия и т.п. обеспечили себе место в истории-великие люди.
Ответить
Бармалей
... , притормозите, знаток истории Бийска! Куда разогнались?! Какая, к черту, торговля бийских купцов с Китаем и Монголией при Екатерине??? Да, к 1794 г. в Бийске были купцы - 38 человек, не считая их родных и близких. Но торговали-то они в окрестных деревнях, сельцах да крепостцах, с алтайцами под стенами Бийской крепости. Даже в Горный Алтай почти не ходили - не спокойно там было еще, для купцов-то. Только к 1864 г. на реке Чуе образовалась ярмарка, дальше которой купцы и не двигались. В июне 1864 г. на ярмарку прибыл Томский губернатор Лерхе и направил отсюда в ближайший пограничный китайский город Хобдо делегацию в составе офицера, бийского купца Гилева, купеческого сына Смирнова и торгующего крестьянина Зяблицкого для того, чтобы "испытать, не будет ли возможно завести торговые дела нашим купцам прямо с китайцами без посредства монгольцев". А что-то пытаетесь краеведам доказывать.
Ответить
Бармалей
... , почему же не осталось от других крепостей и следа? Крепости дали жизнь селам и деревням. И не только крепости, но и форпосты, пикеты, редуты и даже маяки. К примеру - крепость Катунская стало селом Катунским, крепость Ануйская - селом Ануйским. А на месте Вех-Катунского села был маяк. Ну и так далее. В общем, вам двойка по истории родного края...
Ответить
Михаил
Бармалей, Здравствуйте уважаемый. Помогите прояснить происхождение могил(захоронений). В 68-70 гг. напротив старого нагорного кладбища на задах а/к 1237( это северный склон в лог, где сейчас находятся садоводство " Швейник 1), я видел 10-30 старых могил. От начала старого Барнаульского тракта на спуске в лог, влево метров 100-200. Прочитать что - либо было невозможно. Деревья вокруг могил тоже были старые . Что это были за могилы?
Ответить

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как пустыня И как алтарь без божества. А.С. Пушкин