Лечиться водой из ручья близ Бийска начали еще в 1730 году
Сегодня Алтайский край входил в лидеры регионов по внутреннему туризму. Но мало кто знает, что освоение его как туристического места началось более ста лет назад. А еще раньше целебную силу земли на благо себя использовали коренные жители, а потом - служилые люди бийской крепости, путешественники и исследователи.
Вода, исцеляющая костную ломоту и чирьи
Коренные жители Алтая много столетий поклоняются своим родникам, рекам и озерам, считая их не только источниками воды - «суу» на местном языке, но и вместилищем сакральной жизненной силы. Целебные источники - «аржаны» - имели особое значение в народной медицине алтайцев.
Известный историк и краевед Сергей Исупов в книге «Крепость бийская есть главная…» описывает ритуал посещения таких источников:
«Поход к ним было принято начинать только после особых подготовительных мероприятий – готовились угощения, белые и голубые ленточки. Сами люди должны быть «чистыми» - не употреблявшими алкоголь в течение месяца и более, не потерявшими своих близких и родных, не участвовавшими в течение года в траурных мероприятиях, воздерживавшимися в течение месяца от интимной жизни и т.д.»
Русские поселенцы по мере хозяйственного освоения края также сталкивались с целебными минеральными источниками и познавали на себе их чудодейственные свойства. На одном из источников - Серебряном ключе - сегодня располагается известный санаторий «Рассветы над Бией».
Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин рассказывает историю родника:
- Люди знали про это место с целебной водой издавна. Село Стан-Бехтемир - старинное казацкое. Еще раньше, до образования поселения, здесь обитали древние кочевые племена. Они называли местность «Би-Те-Мур», что означает «святые воды, впадающие в Бию». В 1730 году русские построили укрепсооружение - Бехтемирский форпост, а уже в 1754 году комендант Бийской крепости подполковник Семен Колобов докладывал в томскую канцелярию о целебных свойствах источника. Спустя несколько лет возле ручья открыли лечебницу для ветеранов и больных нижних чинов Бийской крепости.
Упоминает про Стан-Бехтемировский целебный источник в своей книге и историк Сергей Исупов. Он рассказывает, что комендант Бийской крепости полковник Петр Четов получил сведения о лечебном воздействии «воды серебряной»:
«Комендант распорядился использовать эту воду для излечения солдат-ветеранов бийского гарнизона от «костной ломоты и сухости, равно и от язвенных на теле чирьев».
Лечились диким медом
Без малого 40 лет назад Сергей Исупов работал главным хранителем фондов Бийского краеведческого музея им. Виталия Бианки. Об этом периоде своей жизни он неоднократно упоминал в книге «Крепость Бийская есть главная…»
Однажды ему довелось заниматься систематизацией коллекции дореволюционных почтовых открыток. Среди десятков посланий и поздравлений «Со Святым Рождеством», «Со Святой Пасхой Христовой» и «С именинами» Сергею Исупову попалась открытка, разительно отличающаяся содержанием от всех других.
Написана она была в марте 1893 года неким П. Митрофановым из Тобольска, а адресована племяннику Владимиру. Сергей Исупов приводит в книге отрывок из этой открытки:
«…теперь, после нашего с приятелями пребывания на алтайском горном воздухе и приема сеансов лечения диким медом в Черге, я сделался совершенно здоров и имею надежду побывать на Алтае снова».
Историк считает, что данное почтовое послание – одно из самых первых документальных свидетельств зарождения оздоровительного туризма на Алтае.
«Дачники» и «воздушники»
К концу первого десятилетия ХХ века туризм в Алтайском Горном округе уже становится массовым. В первую очередь это связано с развитием курортно-оздоровительных поездок.
Первых туристов называли «дачниками» и «воздушниками». Представители состоятельного класса спасались на Алтае от городской жары и пыли, погружались в специфический климат высокогорья, «вдыхали» целебную силу хвойной тайги, поправляли здоровье с помощью малых доз радона.
С каждым годом становились все популярнее бальнеологические туры на Рахмановские ключи, в Белокуриху и Чемал, а также лечебные путешествия на кумысные фермы Черного Ануя и Тюдралы.
Параллельно с оздоровительным туризмом развивался и познавательный: к Телецкому озеру, Белухе, в Уймонскую долину.
На «линейке» и «коробке» по Алтаю
В 1901 году в Санкт-Петербурге было организовано Российское общество туристов, сокращенно - РОТ. Эта организация устраивала для верхушки общества и представителей среднего класса, проживающих в двух столицах империи, путешествия по стране, в том числе и на Алтай. О цели Российского общества туристов рассказывалось в передовой статье январского номера журнала «Русский турист» за 1901 год:
«Обширна наша Русь, велики ее разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы ее, нашу Родину, изучаем ли ее? Но мы не только не изучаем ее, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живем. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины».
Согласитесь, этот эмоциональный призыв актуален и сегодня.
Маршруты, организованные РОТ по Алтаю в период с 1911 по 1913 годы, начинались в Бийске и включали выезды на Телецкое озеро, в Чемал и Белокуриху.
Для перевозки туристов использовали специально изготовленные коляски-линейки, рассчитанные на 6-8 человек и брички-коробки.
В эти годы и в самом Бийске появились десятки любителей и пропагандистов различных направлений туризма.
К маральнику и «варочной воде»
- Одними из наиболее известных поклонников и «проповедников» оздоровительного и познавательного туризма были издатель и редактор выходившей в Бийске с 1912 года газеты «Алтай» П.В. Орнатский и И.И. Рычкалов – известный в Бийске краевед, фотограф и охотник-спортсмен, - рассказывает Сергей Исупов.
О чистом воздухе, кумысе, купании и прочих оздоровительных процедурах Горного Алтая пишет в 1910-1911 годах в книге «Бийский уезд Томской губернии. Топографический, экономический и этнографический очерк» уездный исправник Владимир Павлович Штейнфельд. Он был уверен в хороших перспективах Бийска на будущее.
Слабо развитая дорожная сеть наших предков не особо-то останавливала. Например, сибирский ученый-географ, путешественник, профессор Томского университета Василий Сапожников в 1911 году пишет:
«Езда на хорошем коне с ночевками на пестром горном лугу или под густыми кедрами, с видами на клокочущий поток или на снежные вершины дает особо бодрое и веселое самочувствие. Лучшим доказательством этого служит то, что в последние годы глубоко в Алтай решаются проникнуть и дамы, не имеющие большой привычки к верховой езде».
Ну, а самыми комфортными и массовыми к началу XX века были бальнеологические туры в Белокуриху. Уже тогда она славилась горячими минеральными ключами. Сообщение об их целебных свойствах были опубликованы в 1867 году сначала в «Томских губернских ведомостях», а позже в санкт-петербургской газете «Сын Отечества».
Эти статьи пробудили интерес к Алтаю, как к месту лечебно-оздоровительного отдыха. По данным уездного исправника В.П. Штейфельда, к 1911 году на лечебных водах Белокурихи каждое лето бывало до 500 курортников. В основном люди лечили здесь ревматизм. Примерно в это же время и даже немного раньше популярность у туристов стали приобретать маршруты, приуроченные к посещению маральников с принятием горячих ванн из «варочной воды».
Тем не менее подданные российской империи почему-то больше предпочитали ездить поправлять здоровье в Баден.