Товары из Бийска славились далеко за пределами губернии
Сегодня про большинство вновь возводимых объектов в Бийске люди скептически говорят: «Очередной торговый центр строится». А еще в народе ходит популярное мнение, что, кроме как в торговле, у нас работу особо-то и искать негде.
Можно как угодно относиться к этим высказываниям, но с тем, что торговля у бийчан в крови, не поспоришь! Как только Бийская крепость получила статус окружного города (20 октября 1782 года), в наших местах начали развиваться ремесленное производство, земледелие и регулярная торговля.
И мука, и мясо
Несмотря на то, что вплоть до середины XIX века Бийск продолжал оставаться военно-административным центром Алтая и управлялся крепостным комендантом, земледелие и торговля стали активно входить в жизнь сибиряков.
Первое документально зафиксированное упоминание о ярмарочной торговле в Бийске относится к 1784 году и сегодня вызывает как минимум удивление.
В ведомости, составленной комендантом крепости полковником Фёдором фон дер Роппом по указанию Омской главной комендантской канцелярии, перечислены десятки товаров, продаваемых крестьянами и городскими обывателями. Одной только муки было несколько видов: ржаная, пшеничная, ячневая, гороховая.
Также продавались разные крупы, солод, толокно, мясо говяжье и свиное (соленое и свежее), свиное сало, говяжье и баранье сало (топленое и нетопленое), лен и конопля (трепанные и нетрепанные), кедровые орехи, более десятка наименований рыб, включая осетра и стерлядь, и даже икра (как указано в архивных документах, разная).
На Базарной площади
Все это многообразие, а еще скотину, птицу, конную упряжь, зипун, сукно и другие товары можно было купить на сезонной ярмарке, которая проходила на площади форштадта (позднее площадь стали называть Базарной, она располагалась там, где в советские годы построили стадион "Авангард"). Начиналась Покровская ярмарка с 15 октября, потом организованная торговля стала проводиться еще и в конце июня. Эта сезонная ярмарка получила название Петровской. Представление о ценах того времени можно получить из книги известного историка-краеведа Сергея Исупова. В книге «Крепость Бийская есть главная…» он пишет:
«В 1798 году комендант крепости полковник Богданов отправил в Омскую главную комендантскую канцелярию «Ведомость о ценах на разного рода харчевые припасы и протчего, бывшего в торговле на Покровской ярмарке в крепости Бийской». Пшеница (восьмипудовая четверть) – 6 р. 30 коп., рожь – 4 р. 10 коп., семя конопляное – 50 коп., хмель – 1 р., крупа пшеничная – 50 коп., говядина (пуд) – 55 коп., осетрина (фунт) – 6 коп., икра осетровая – 20 коп., масло коровье (фунт) – 7 коп., мыло – 12 коп.»
Вот такие когда-то были времена и цены. Откушать в Бийске осетра получалось дешевле, чем помыться с мылом. И раз уж заговорили про рыбу, стоит упомянуть имя человека, который первым получил на откуп участок для рыбной ловли в устье Бии – это крестьянин Иван Казанцев, а конный казак Тимофей Ломшаков первым засеял свои шесть десятин казенной пашни.
В начале XIX века в Российской империи узнали вкус бийского меда.
«В 1807 году на Ирбитской ярмарке, проводимой ежегодно с 1 февраля по 1 марта в Пермской губернии, среди прочих товаров, привозимых туда бийскими торговцами, стал появляться мед, произведенный в Бийском уезде и завоевавший всеобщее признание своими вкусовыми качествами, – рассказывает Сергей Исупов. – Обычно из Бийской округи на продажу возили «меды травные и цветковые белыя и гречушные темныя».
По малолюдству торгу иметь не может
В 1797 году правитель Колыванской губернии Г. С. Качка предоставил в Сенат сведения о городах своего наместничества, преобразованных из крепостей. Дал он и письменную характеристику Бийску вместе с зарождающимся в нем купечеством. В своей книге Сергей Исупов цитирует отрывок из данного документа:
«В рассуждении местоположения онаго города, к торговле мог бы быть удобен, но по малолюдству торгу иметь не может. Единственный же торг пушной с ясашными калмыками бывает случайный в декабре, но не каждогодно и не на многую сумму. А потому приписанные к сему городу купцы имеют в Барнаульском заводе гостиный двор и торговлю, где и жительствуют».
О выгодном для торговли местоположении Бийска упоминает и старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея Дмитрий Ерошкин. По его словам, для развития экономики и формирования буржуазии в нашем городе было как минимум два благоприятных обстоятельства:
«Зарождение купечества Бийска связано с удачным расположением города на судоходной реке поблизости от границы с Монголией и тяготением к нему быстро заселяющегося земледельческого района».
Задолго до Морозовых
К началу второй половины XVIII века на Алтае возникает торговый обмен между русскими и местным населением. Изначально обмен тормозился отсутствием у русских необходимых для этой цели товаров. С развитием сельского хозяйства и ремесленного производства ситуация стала исправляться. Крестьяне занимались хлебопашеством и разведением табака. Все это легко и активно обменивалось у алтайцев на продукты скотоводства. Торговля велась не только на ярмарках внутри города-крепости, но и вышла за его пределы. Зачинателем торговли по Чуйскому пути считается бийский купец Хабаров. Чуть позже выгодное дело продолжили Мальцевы, Кузнецовы, Шебалины.
«Если между простыми людьми был честный обмен, – рассказывает Дмитрий Ерошкин, – то купцы сразу проявили «медвежью» хватку и начали извлекать прибыль. Тот же Хабаров наберет женских украшений на 400–500 рублей, а возвращается с полной вьючной сумкой соболей. Многие купцы для постоянного извлечения дохода использовали методы долгового закабаления местного инородческого населения».
Из Бийска - в Китай
Во второй половине XVIII века, конкретно к 1780 году, на Алтае возникает тайная торговля между русскими купцами и китайскими караулами. Почему тайная? Потому что, во-первых, не было прямого разрешения от властей; во-вторых, территория хоть формально и присоединилась к России, но продолжала оставаться спорной, и Китай не исключал мыслей о ее захвате. Отправляться на юг было хлопотно, требовалось специальное разрешение. Поэтому на начальном этапе посредниками между китайцами и русскими купцами выступали казаки и местные жители.
Начинает зарождаться прямая торговля с Монголией, как отдаленной провинцией Цинской империи. Дмитрий Ерошкин рассказывает:
«Основными пунктами торговли во второй половине XIX века стали города Кобдо и Улясутай. В числе предметов вывоза в Монголию особое значение получил вывоз маральих рогов (пантов), которые сбывались весьма выгодно в Китай. На Алтае бийские купцы покупали панты по цене от 10 до 70 рублей за штуку, продавали их китайцам за 75–200 рублей».
Такой доход способен любому вскружить голову. Не удивительно, что в конце XIX – начале XX века в Бийск потянулись предприимчивые люди из центральных областей России – Пермской, Владимирской, Тобольской и Вятской. С ними и связано дальнейшее развитие купечества в наших местах.
Надобно возвести на петровском бульваре соответствующий монумент в честь выдающихся неоспоримых достижений бийского купечества. Всей совковой эпохе очень далеко до них.