Известная артистка театра и кино провела творческую встречу в драматическом театре
Ирина Муравьёва не любит давать интервью, всегда отвечает односложно или пожимает плечами, но бийскому зрителю посчастливилось услышать ее монолог со сцены драматического театра. В атмосфере искреннего разговора, песен из фильмов, отрывков из популярных кинокартин актриса открыла тайны закулисной жизни и своей биографии.
– Добрый зритель, замечательный! Как только я зашла на вашу землю, сразу почувствовала доброту, тепло и красоту вашего города, такого «двухэтажного», созданного для людей, для прекрасного житья. Потому что я очень хорошо помню, что приезжала к своей бабушке, которая жила в Беларуси, тоже в такой же двухэтажный город.
Я начала свое выступление с песни «Позвони мне, позвони», вдруг меня не узнают? Я москвичка, мой папа коренной москвич. Все детство я провела в Москве, в хорошей семье, хоть родители и были очень строгие.
В детстве хотела стать учительницей, ставить отметки. Играла в школу, рассаживая кукол и всем с большим удовольствием ставила двойки, что говорит о моем непростом характере. Но потом, в переломном возрасте, в какой-то неведомый момент, ко мне пришло чувство, что я должна стоять на сцене. Это были 60-е годы, и в Москве был театральный бум. Я не посещала много театров, они были для взрослых, но знала, что существует «Современник», Театр на Таганке, Театр Маяковского, Театр на Малой Бронной и другие. В театре исподволь режиссеры решали важные, житейские вопросы, и он владел умами всех людей.
В театре особый дух! С открытыми глазами и огромным желанием стать актрисой, которое не мог не заметить ни один преподаватель, я устремилась вперед. И я знала, что если бы Станиславский был жив, он обязательно взял бы меня в театр даже только за то, что я так беззаветно хочу ему служить. Главное –
стоять на сцене! Первый год меня не приняли ни в один театральный институт. На следующий год – то же самое. И тогда я устроилась временно на работу в библиотеку строительного института, перепечатывала там каталог учебников строительного института.
В очередной год меня взяли только в драматическую студию при Центральном детском театре, который сейчас называют Молодежным. Туда набирали раз в три года, общежития не было, поэтому принимали только тех, кто имел свое жилье. Я окончила студию, и мне дали даже не диплом, а бумажку-удостоверение, что я – артистка театра. И уже потом, через несколько лет, я решила, что у меня должно быть высшее образование.
Я не любила Центральный детский театр, я любила взрослый театр. А пока приходилось играть Козу из «Волка и семерых козлят». Хотя и там у нас случались замечательные роли. Но я понимала, что хочу играть Островского, а в детском театре век артиста короток: сначала играешь девочек и мальчиков, потом старшую сестру, маму, бабушку и так до конца и остаешься бабушкой. Я задумала
побег.
17 лет я проработала в Театре имени Моссовета, у меня были хорошие роли. Я даже играла в «Братьях Карамазовых» по Достоевскому. Но потом вдруг произошла пауза, и я знаю, что такое должно быть, от этого только польза. У меня случилась творческая паника, и я даже решила покончить с театром.
Но тут меня пригласили в Театр Советской армии на постановку одного спектакля, и когда я уже начала репетировать, позвали в Малый театр, в котором я работаю до сегодняшнего дня, уже около 27 лет.
Играю потрясающие роли, то, о чем мечтала: и Чехова, и Островского, и Толстого.
А кино у меня всегда было рядышком.
Ирина Муравьева исполнила несколько песен Булата Окуджавы, у нее чудесный голос, но не всегда в фильмах она пела сама:
– Окуджаву я любила с детства. Папа привозил кассеты, где были записаны его песни «Шарик улетел», «Троллейбус», «Мама, мама, это я дежурю по апрелю». Он пел их и играл на гитаре, причем голос его был похож на голос Булата.
Я много снималась в телевизионных спектаклях и поэтому быстро стала узнаваемой. Потом в моей жизни появился такой режиссер, как Владимир Меньшов, с предложением сыграть в фильме «Москва слезам не верит». И это было такое чудо и восторг, когда я прочитала сценарий! Нас очень долго утверждали, и только благодаря упорству Меньшова наша троица стала сниматься в этом фильме.
Потом начались 90-е годы, денег не было, коридоры Мосфильма пусто-
вали.
Но впереди было еще несколько звездных ролей, среди них предложение сыграть молодую девушку в фильме «Карнавал».
Это музыкальная история, и чтобы поучаствовать в ней, пришлось преодолеть большие трудности, выбирать, театр или кино, потому что на съемки и репетиции требовалось много времени. Но я смогла все совместить, не предала свою любовь к сцене.
В этом фильме я не пела, это делала Жанна Рождественская, потому что должен был звучать настоящий, сильный голос. На роликах я не умела кататься, и меня обучала девушка из цирка, чтобы я хотя бы держала баланс. Но вообще, было несложно, потому что и в фильме надо было кататься неумеючи.
Елена Безрукова, министр культуры Алтайского края:
– Бийск – особенный город в Шукшинском празднике, здесь живут удивительные люди, здесь серьезные корни и традиции, связанные с этим фестивалем, одна из которых – выступление замечательных артистов. Мы так обрадовались, когда поняли, что у иИины Муравьёвой получается приехать на Шукшинские чтения – самый народный, самый душевный праздник! Это фестиваль, на котором мы говорим о правде, доброте, искренности. И она так органично вписывается во все это, потому что это человек, который несет поразительное обаяние! Ирина Муравьёва такая родная и народная, такая наша!
Себя то не помнит,какой то Бийск.