В Бийске построят новый тоннель взамен закрытого на улице Угольной
Как с неба свалился
Тоннель, соединяющий улицу Угольную с улицей Трофимова (по сути, две части города) закрыли еще в июне 2019 года. Бийчане тогда думали – на время. Оказалось – навсегда.
После того, как на проезжавший по тоннелю автомобиль упал кусок бетона, собственник – Западно-Сибирская железная дорога, филиал ОАО «РЖД» - запретил по нему движение. Вообще, ездить тут и прежде было вроде бы как нельзя. Сам тоннель – и не тоннель вовсе, а водопропускная труба, и предназначена она для пропуска паводковых и ливневых вод, прежде всего, «Голубого Дуная».
Но еще в советское время по мере увеличения числа машин на дорогах города, этот канал стал использоваться для проезда транспорта, а для организации дорожного движения тут появились соответствующие знаки и светофор. В итоге тоннель годами воспринимался как непосредственный элемент дорожной сети Бийска.
В 2019 году руководство РЖД запретило им пользоваться, и поток транспорта направили в объезд тоннеля – на 146-й путепровод, «по горе». Оказалось, что путь из одной части города в другую, которые раньше соединял тоннель, увеличился почти на три километра.
Это примерно столько же, как от автовокзала до «Ривьеры», что в масштабе небольшого города вроде Бийска, отнюдь не мало.
В итоге из Восточной части Бийска в Приобскую кто-то стал ездить «по горе», кто-то через Зеленку, кто-то через переезд на Трофимова. Путь – везде длиннее и дольше по времени. Таким образом, если раньше тоннель ощутимо разгружал дороги, то сейчас заметная часть автопотока вновь вернулась на центральные улицы. Особенно это ощущается на развязке в районе вокзала.
Так что день, когда Бийск встанет в пробках, все ближе. Тут бы о новых развязках подумать, а не закрывать старые. Но в случае с тоннелем от города ничего не зависело: решение принималось РЖД.
Движение вверх или полоса препятствий
Хотя закрытие тоннеля – проблема городского масштаба, при ее решении может существенно облегчиться быт и жителей района улицы Угольной, а еще дачников прилегающих садоводств. Сегодня попасть «по ту сторону тоннеля» они могут двумя путями - оба неудобные и опасные.
Первый – по лестнице. Сорок ступеней вверх, затем неудобный переход через пути, и еще сорок ступеней вниз. Для пожилых людей, мам с детьми и колясками и дачников, груженых сумками, - это настоящее испытание. Зимой металлические ступени еще и становятся скользкими, местные говорят, что в холода тут особенно страшно – порыв ветра, и можно угодить под поезд.
Второй путь – по тоннелю, где сверху осыпается бетон. В нем хоть и поставили металлические балки-препятствия, те, кто в силах перешагнуть через полуметровые барьеры, идут тут. Сами люди говорят, что порой закрадывается грешная мысль обрезать все эти преграды болгаркой для нормального прохода хотя бы пешеходов.
А еще из-за закрытого тоннеля к жителям Угольной с большой неохотой приезжают такси, потому что надо делать крюк, а найти пассажира на обратный путь – проблематично. Те, что приезжают, заметно увеличивают тариф по отношению к городскому. А вот если вызвать такси на улицу Трофимова, можно и сэкономить соточку. Но сначала, опять же, надо преодолеть тоннель.
В итоге, район Угольной хоть и расположен вблизи основных городских артерий, но транспортно оказывается изолированным.
- Вопрос открытия тоннеля волнует не только городских автомобилистов, но и всех местных жителей, - говорит Андрей Абрамов, депутат АКЗС по округу № 30. - Совместно с администрацией города на протяжении двух лет мы пытаемся «раскачать» эту тему: пишем запросы, обращения. Сейчас уже можно говорить, что предварительное решение найдено. Руководство РЖД дало принципиальное согласие на строительство нового тоннеля. Но он должен быть рассчитан не только для движения транспорта. В нем необходимо предусмотреть зону для прохода пешеходов.
Не тоннель, а мост
То, что бы имеющийся тоннель открыть хотя бы для пешеходного движения, собственник сооружения – Западно-Сибирская железная дорога, филиал «РЖД» - даже не рассматривает.
Собственно, убедиться, что тоннель на самом деле доживает свой век, может каждый, кто проходил тут. Несмотря на укрепления, сверху осыпается бетон. Стены-опоры давно дали трещины. То есть, сама конструкция – уже не монолитна. Общее состояние – предаварийное. В РЖД поясняют: даже для пропуска талых вод нынешний тоннель уже через пару лет станет непригоден.
Однако, учитывая, что город заинтересован в том, чтобы эта развязка вновь стала рабочей, администрация города совместно с РЖД пришла к решению не ремонтировать нынешний тоннель, а строить новый. Этот вопрос на совместном совещании обсудили как раз на прошлой неделе.
- Нынешнее сооружение будет ликвидировано, а на его месте появится новый объект, - рассказывает Александр Студеникин, глава Бийска. - В РЖД нам предложили варианты конструкций, которые используются в Западной Сибири, в частности, в Томске, в Новосибирске. Сейчас мы определяемся, какой из них больше подойдет для Бийска, нам выдадут техусловия, и мы приступим к проектированию. Планируем сделать новый проезд шире нынешнего тоннеля, чтобы предусмотреть движение транспорта в две стороны, а также проход для пешеходов. При этом талые воды он также будет пропускать.
А вот увеличить высоту нового тоннеля, который будет уже официально железнодорожным мостом, вряд ли удастся. Так что большегрузы и автобусы большой вместимости по прежнему пойдут по 146-му путепроводу. Зато для легковых автомобилей и «Газелей» вновь откроется прямой проезд с Трофимова на Угольную.
Работа над тем, чтобы в Бийске наконец-то появился настоящий железнодорожный мост, уже идет. Переговоры, бумажная работа и разработка документации – это все этапы, предшествующие непосредственно строительству, и они не менее важны. В ближайшие месяцы предстоит написание проектно-сметной документации, затем – поиск источников финансирования.
- Стоимость работ окончательно будет ясна после составления документации, но ориентировочно речь идет о 200 млн рублей, - говорит Александр Студеникин. - Да, дорого, но учитывая, насколько этот объект необходим городу, это не такие большие деньги. Будем пытаться войти в программы. Думаю, это реально будет сделать в течение двух лет.