Пора на кладбище: накануне Пасхи бийчане наводят порядок на могилах
Убрать мусор, покрасить оградку, принести цветы можно в любой день, но чаще всего на кладбище едут в родительские субботы.
Бийчане и работники МУП «Память», которое обслуживает все кладбища, начинают свою работу не одновременно. Все потому, что из-за многочисленного автотранспорта приезжающих нет возможности двигаться большим грузовым машинам.
Или же уложить мешки на обочины, где их смогут забрать. Сваливать все на соседские могилы - нельзя.
Именно в это время МУП «Память» начинает получать жалобы от горожан: у некоторых могилы родственников завалило сухими ветками, которые им не под силу сдвинуть. Другие говорят о плохо убранном снеге, который начинает активно таять.
– На Северном кладбище, в 48 квартале ряд могил заливает водой, – сообщила «БР» Надежда Викторовна. – Не все могут похоронить своих родственников в хороших местах, где повыше, где такого не бывает. Надо же трактором убирать этот снег, чтобы так не происходило.
Как уточнил в ответ на запрос редакции управляющий Северным кладбищем, в настоящее время такой проблемы уже нет. Благодаря теплым дням все быстро просохло.
– В таких случаях нужно немного запастись терпением, – посоветовал управляющий.
Многие из тех, кто уже занялся наведением порядка на могилках, красят заборчики. В некоторых местах они расположены так плотно, что затрудняют перемещение между рядами. Особенно, если на пути большие или упавшие деревья, забытые кем-то мешки с мусором. Сейчас сажать можно только кустарники, чтобы избежать таких проблем в будущем.
– На Заречном и Центральном кладбищах большинство захоронений огорожены, тогда как на Северном кладбище оградок очень мало, – делится наблюдениями некрополист Евгения Жданова. – А в Вознесенском некрополе (самом старом бийском кладбище) если и есть ограждения, то преимущественно на захоронениях советского периода. По словам бийских старожилов, заставших период существования Покровского кладбища (созданного в 1900 году), оград на нем также не было.
Если раньше, в 19 веке, огораживали только захоронения богатых людей, то с 1940-50-х годов - почти все подряд.
– Связано активное распространение оград с изменившимися особенностями погребения, ростом числа могил и, соответственно, сокращением свободного места под захоронение. Также оградка защищала от захода на участок животных, служила для создания семейного захоронения – поясняет некрополист.
Бийчане продолжают окрашивать оградки, скамейки и некоторые другие элементы в один цвет. Даже на новом, Северном кладбище, помимо черного цвета используется синий. Евгения Жданова объясняет это привычками еще советского периода.
– Мне встречалось два объяснения, почему именно синий, – говорит она. – Первое – с религиозной точки зрения. В христианской иконографии синий и его оттенки символизируют бесконечность неба, иной, вечный мир. Второе – с материальной точки зрения. В советское время существовала проблема с доступностью многих бытовых предметов. Найти краску, чтобы покрасить свой дом, а уж тем более крестик или оградку на кладбище было весьма проблематично. Для того, чтобы это решить, смешивали подручные красящие вещества, разбавляли покупные красители, в том числе синьку. А еще граждане, работающие на заводах уносили с собой краску для своих бытовых нужд. А синяя краска в госучреждениях никогда не была в дефиците.
В продаже в Бийске и пригороде к тому времени, когда люди начинают ехать на кладбище прибраться, появляется много искусственных цветов. Покупают их, в основном, пожилые люди. По привычке, потому что так принято.
Более молодое поколение предпочитает привозить своим усопшим родственникам живые цветы, или делать посадки на могилке. Так и экология не страдает, и мусора к последующей уборке получается гораздо меньше.