Школы Бийска пока не готовы организовать продленку
Этим летом стало известно, что в российские школы вернутся группы продленного дня. О таком явлении времен СССР многие вспоминают ностальгически. Еще 30 лет назад в каждой школе была продленка до вечера, откуда родители после работы забирали детей со сделанными уроками.
Новое - хорошо забытое старое
Новый указ, подписанный Путиным, возвращает полноценные ГПД в школу. Теперь официально на федеральном уровне учителя будут готовить с детьми уроки на продленке и «проводить культурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия». Готовы ли школы Бийска и родители учеников начальных классов к открытию таких групп и возможно ли вернуться к старой продленке, выяснил журналист «БР».
Группа продленного дня или продленка – это группа для дневного пребывания после уроков для учеников 1–4 классов. Проще говоря, это форма организации свободного времени для детей на территории школы во внеучебное время.
– Сегодня везде, в том числе в социальных сетях, ведут обсуждения о продленке. По закону мы не имеем право обязать к этому школы, а можем лишь дать рекомендации. Решение об открытии групп продленного дня принимается образовательным учреждением совместно с родителями, если на то есть условия – рассказывает Антонина Мелихова, замглавы города Бийска по социальным вопросам.
Продленка - не панацея
Трудно поспорить с тем, что продленка удобна работающим родителям младших школьников, у которых нет возможности забрать детей днем. Продленка в школе подразумевает выполнение домашних заданий, поэтому у детей и родителей освобождается вечернее время, и они могут его посвятить чему-нибудь приятному и полезному. Но возможно ли такое в современной системе образования?
– «Домашка» у нашей первоклашки уже после нового года стала объемной и сложной для самостоятельной работы. На смену палочкам и петелькам на занятиях по письму и математике пришли правила, которые надо выучить. А еще подготовка к словарному диктанту и разные творческие задания. Поэтому вечером мы перепроверяли все приготовленные на продленке упражнения и многое прорабатывали дополнительно, - рассказывает Ольга, жительница краевого центра.
Хотя у родителей есть приблизительное представление о том, чем дети должны заниматься в группах продлённого дня, на деле оказывается, что это представление у всех разное. Кто-то просто ждёт, что за ребёнком присмотрят до вечера, а кому-то важны сделанные уроки и углублённое изучение предметов.
– Сначала я думала, что это только наша проблема – такой уж ребенок. Но и педагог со стажем тоже скептически отозвалась о работе продленки: подготовка заданий часто плохая. Это иллюзия, что продленка избавит родителя от участия в процессе обучения. Еще один минус – в школе не смогли организовать детям ежедневные прогулки и пространство, где можно отдохнуть. То есть вчерашний детсадовец находится за партой с 8.00 утра до 16.00 дня, а это тяжело, – продолжает Ольга.
Для Елены, мамы четвероклассника, считает, что с тем объемом и творческим размахом заданий, задаваемых на дом, подготовиться в ГПД просто невозможно.
– Сыну уже приходится делать различные презентации и научные проекты. Без компьютера подготовиться к ним нереально, – объясняет бийчанка.
Условия не позволяют
На самом деле требования к продленке достаточно сложные. По СанПиНу при осуществлении присмотра и ухода в общеобразовательной организации в группах продленного дня должны быть созданы условия, включающие организацию полдника и прогулок для всех обучающихся, либо полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения. Кроме того, в ГПД с 2022 года должна быть организована подготовка к учебным занятиям.
– В Бийске на сегодняшний день всего 5 школ, которые работают в одну смену. С 1 сентября этого годы мы переходим на 5-дневную рабочую неделю, то есть те занятия, которые могли бы быть в субботу мы теперь должны распределить по учебным дням. Поэтому организовать продленку многие школы просто не имеют возможности, – рассказывает Антонина Мелихова.
В каждой школе Бийска дела с обеспеченностью ресурсами обстоят по-разному. Чаще всего проблемы связаны с наличием помещения – количество обучающихся в 14 школах значительно превышают техническую мощность, а 21 школа из 26 работает в 2 смены. Также одной из проблем города – острая нехватка педагогов.
Один в поле воин
Единственной школой, которая в 2021/2022 учебном году организовала ГПД, была кадетская школа. Продленка работала для 25 обучающихся 2-4 классов.
– В рамках продленки для ребят были организованы прогулки на свежем воздухе, воспитательные мероприятия в соответствии с планом работы ГПД, кружковая работа. Выполнение домашней работы осуществлялось под присмотром учителя в форме самоподготовки, – рассказывает Елена Гурова, директор бийской кадетской школы.
Кроме этого, с ребятами проводил занятия психолог, согласно своему графику работы. Как объяснила Елена Анатольевна, называть такую группу продленкой не совсем верно – на самом деле это дежурная группа. Так как учебный процесс в рамках выполнения дополнительной программы кадетского компонента осуществляется целый день, дежурная группа необходима.
– Это разновозрастная группа, которую посещают дети, проживающие в отдаленных районах города. Основная цель дежурной группы – обеспечение безопасности учеников, которые дожидаются приезда родителей, поэтому мы продолжим работу в этом ключе. За счет родительских средств им организуется горячее питание, – рассказывает Елена Гурова.
За чей счет
Согласно изменениям в законодательстве, общеобразовательное учреждение может взимать за продленку родительскую плату. Поправки предусматривают право субъектов РФ на дополнительное финансирование, что может снизить размер родительской платы за нахождение ребенка в группах продленного дня.
– Если любое общеобразовательное учреждение Бийска примет решение об открытии в своих стенах ГПД, мы естественно будем поддерживать, как финансово, так и методически, – говорит Антонина Григорьевна.
По решению региона, дополнительное финансирование может быть выделено также и для обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся.
По словам и.о. начальника управления образования Антонины Мелиховой, на сегодняшний день вопрос по открытию в школах Бийска продленки достаточно сложнорешаемый в плане всех перечисленных аспектов. Появится продленка в школе или нет, теперь вправе решать родительский совет, однако никто из опрошенных журналистом «БР» директоров городских школ не представляет для своего учреждения это возможным.