Вкусовой дальтонизм: почему современные школьники не воспринимают здоровую пищу
Организация детского питания в школьной столовой – один из самых щепетильных и актуальных вопросов как для родителей, так и для образовательных учреждений.
Про школьную еду существует представление – пусть она невкусная, зато полезная. Поэтому, переступив порог начальной школы, старшеклассники толпами идут в близлежащие магазины и места быстрого питания. Почему так происходит и как питаются дети в школьных столовых, выясняли журналисты «БР».
На старт, внимание, накрывать!
Как накормить вкусной, полезной и качественной едой сотни учеников с разными вкусовыми привычками и запросами - задача не простая. Кроме того, мало приготовить пищу согласно меню. Ею еще нужно успеть накормить. Для школ, где количество учеников перевалило за тысячу, это уравнение сразу с несколькими неизвестными.
– Мой сын давно не ходит в столовую, потому что там постоянные очереди, и за то время, которое им дается на прием пищи, он не успевает даже купить что-то. Поэтому он бегает за булочкой в магазин, – рассказывает Ирина, мама восьмиклассника.
Чтобы избавиться от очередей в школьных столовых и правильно распределить время между приемами пищи всеми классами, необходим точный расчет и слаженность всего процесса. Для этого все участники организации школьного питания встречаются вместе и практически отрабатывают весь технологический процесс.
– Конечно, мы постоянно с директорами находимся на связи по телефону. Но одно дело телефонный разговор, а другое – решение вопросов на месте. Вот сейчас, например, у Галины Александровны возникла проблема с тем, что работники столовой не укладываются в определенное для накрывания столов время. Она сразу звонит мне, и мы приезжаем и начинаем поминутно отрабатывать весь процесс, – рассказывает о встрече в столовой гимназии N11 Вера Глушкова, учредитель ООО «Школа», бийского оператора школьного питания.
За 40 минут урока перед 20-минутной переменой для приема еды, блюдами с горячим питанием необходимо накрыть восемь столов.
– В первую смену для приема пищи в нашей гимназии - три перемены, во вторую – две. На них нам необходимо накормить горячими обедами все начальные классы, а также тех детей, которые выбрали организованное питание. Конечно, мы не можем позволить, чтобы те классы, которые не едят на двух других таких переменах, имели столько свободного времени. Поэтому для каждого класса мы составляем свое расписание звонков. Кроме того, нам нужно оставить перемену для того, чтобы накормить старшеклассников, –рассказывает Галина Симахина, директор гимназии № 11.
Журналистам «БР» разрешили присутствовать на расстановке блюд для завтрака: рисовой каши, отварных яиц, чая и хлеба.
Если завтрак ограничивается одним-двумя блюдами, то на обед, как положено, - первое, второе, третье и компот. Но даже во время «накрывашки» завтрака была обнаружена нехватка второй тележки, что могло значительно увеличить время разноса блюд.
"Ковидное" питание
Меню школьной столовой составляется на две недели вперед. За это время ни одно блюдо не повторяется и не заменяется. Исключение – при отсутствии продукта в городе. В этом случае блюдо разрешено заменить на другое, разрешенное СанПином, но это заранее согласовывается.
Условно меню можно разделить на два вида – для обязательного горячего питания начальной школы и для старшеклассников. И то и другое – весьма разнообразны.
– В еще допандемийное время, когда у нас не было никаких ограничений, мы старались творчески подойти к организации питания. Устраивали конкурсы на новое блюдо, на изображение блюд. Победители причем получали от нас сертификат на бесплатное питание в столовой. Кроме того, я начала вводить линейку новых салатов, в том числе фруктовых. У детей появлялся интерес к школьной столовой, – рассказывает Ирина Новичкова, директор ООО «Школа».
Приход COVID-19 пресек проведение всех этих мероприятий.
– Если до пандемии мы часто организовывали собрания с родителями и обсуждали все насущные вопросы, приглашали их на дегустацию, то потом это просто стало невозможно. Кроме того, сама организация питания в этот период была сложной из-за ступенчатого режима, – продолжает директор оператора.
Вкусовой дальтонизм
При составлении школьного рациона учитываются санитарные правила, которые требуют обеспечить суточную калорийность, определенное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Соответственно, приготовление еды для школьников тоже особенное – щадящие технологии и отсутствие пищевых добавок.
– В каждой семье своя культура питания. Дома можно пожарить картошечку, котлеты, пельмени, заварить лапшу быстрого приготовления, а в школе еда другая, но она не менее вкусная. Для того, чтобы детей научить правильно питаться, мы просим родителей говорить со своими детьми о здоровой еде, проводим тематические уроки в школе, – говорит Галина Симахина.
По мнению специалистов, работающих в области школьного питания, причиной того, что дети не понимают вкус здоровой еды, является не только воспитание, но и физиология.
Чаще всего такие особенности пищевого восприятия встречаются у детей, которые и дома не едят здоровую еду, предпочитая ей снеки и различные перекусы.
- У нас проблем с питанием в школе не было проблем никогда. За все годы учебы дочка ни разу не пожаловала на еду, а она в ней, я считаю знает толк. У нас свое хозяйство, поэтому ребенок с детства кушал домашние котлеты, супы и конечно же каши, - говорит Елена, мама шестиклассницы.
Как бы школьные повара хорошо ни готовили, если ребенок не умеет чувствовать вкус натуральных продуктов, то ему долгое время такая еда будет казаться пресной, неинтересной, а иногда безвкусной. В поисках «вкусной» пищи ребенок побежит в магазин или в ларек за шаурмой.
– Самое удивительное то, что в нашем буфете огромный выбор изделий из теста, но дети бегут за булочками в магазин. А ведь мы даже не знаем, какие продукты используются для их приготовления, часто сливочное масло заменяется пальмовым. Наша же выпечка только из натуральных продуктов и без консервантов, – отмечает Галина Александровна.
Можно, но сложно
По словам собеседников, несмотря на такой большой объем работы, и школа, и оператор всегда уделяют особое внимание индивидуальному питанию. Основанием для этого является медицинская справка от диетолога, аллерголога, иммунолога о необходимости организации диетического питания.
– Конечно, речь идет о единичных случаях, в которых мы совместно с родителями или представителями детей обсуждаем весь рацион. Что-то, по возможности, готовится отдельно, какие-то блюда заменяются. Ребенок может в таком случае принести еду и из дома, – поясняет Галина Симахина.
Современные школы для организации питания детей собственной едой внедряют практику под названием «Холодильники доверия». Для питания таких школьников в столовой отводится место, куда ставится холодильник и оборудование для подогрева еды.
– В этом процессе непосредственное участие принимает классный руководитель ребенка. Он должен проследить за всем процессом питания. На самом деле очень много нюансов в этом – по приходу в школу нужно поставить еду в холодильник, столовые приборы школьника должны быть промаркерованы. Важно, чтобы пища была подогрета, так как школьники должны питаться только горячей едой. Не разогретой, а именно горячей – уточняет Ирина Новичкова.
Больше мяса и соков
Несмотря на то, что сейчас питание в школах еще происходит по «ковидному» СанПину, организаторы надеются на его скорую отмену. А пока, несмотря на все трудности, специалисты делают все возможное, чтобы школьники питались вовремя и вкусно, даже позволяя дополнить рацион другими продуктами.
– Это называется усиленным питанием. На сэкономленные средства, которые остались, например, после каникул, или потому что не все дети по каким-либо причинам питались, мы добавляем в меню больше мясного или натуральных соков, – говорит Галина Александровна.
По словам директора гимназии, за последние годы никаких претензий со стороны родителей не было, а большинство детей питаются в столовой. Это смогли своими глазами увидеть и журналисты «БР» – пришедшие на завтрак ученики младших классов аппетитно уплетали ароматную рисовую кашу, заправленную сливочным маслом.div виджет