Через три года бийский долгострой отметит 20-летие с начала возведения
В 2006 году на Зеленом Клине в Бийске начали возводить многоэтажку за счет средств дольщиков. В основном в жилье вкладывались семьи, в которых подрастали дети. Люди надеялись воспитывать их уже на новых, просторных квадратах. Но срок сдачи объекта по сей день продляют и продляют. И вот, уже в 2023 году подрядчик говорит, что и сегодня без новой подвижки в сроках не обойтись.
Уже не для детей, хотя бы для внуков
Вид на строительной площадке не меняется годами. Добротный дом из красного кирпича должен был появиться на берегу Бии. Но пока тут виден лишь один подъезд и намеки на соседний.
Вкладываться в строительство бийчане начали еще в середине «нулевых», в 2006 году. Быстро дело не пошло. С переменным успехом стройка дотянула до 2011 года и стихла окончательно. Застройщик объявил о нехватке денег на продолжение работ и покинул площадку, а потом и вовсе выяснилось, что прав на строительство у него не было.
Четыре года длилось непонятное молчание. Дольщики остались без денег, без квартир и без какой-либо конкретики, что будет с домом дальше. Но в 2015 году появилась надежда, что строительство возобновится. Прежний застройщик продал незавершенный объект другому предприятию - «Прометею», которым руководит Александр Казаков, в недавнем прошлом – депутат гордумы. Новый застройщик бодро отрапортовал, что в ближайшее время начнется активная фаза работ. На стройку пригнали кран. Дальше последовали обещания, что не сегодня-завтра приедет бригада, доставят стройматериалы, а кран «зашевелится».
- Но за последние десять лет вид дома вообще не изменился, - рассказывает дольщик Константин Гулидов. - Впрочем, есть перемены – сняли крышу, по словам застройщика, чтобы построить пятый этаж. Но в таком виде дом остался открытым под снегом и дождями. Еще год – и можно будет все ровнять под грейдер.
Сергей Прасолов в строительство дома вложился в 2007 году. За эти годы в семье появился еще один ребенок. Старший, с рождением которого семья хотела расширить свои жилищные условия, уже уехал из города. Второй тоже скоро закончит школу. Сегодня Сергей говорит: хоть бы внуки смогли прийти в этот дом.
- Жилье так и не появилось, а вложенные деньги «съела» инфляция. За то время, что строят наш дом, сменилось пять мэров, - вспоминает Сергей. - Интересно, при каком из них по счету решат нашу проблему.
Еще плюс год
Сегодня стройплощадка завалена снегом, часть вставленных окон разбита, в проемах верхних этажей видно небо.
- Каждый раз, когда мы общаемся с застройщиком, он дает новые и новые обещания. И так – годами. Обещать – это единственное, что он хорошо умеет делать, - говорит Константин Гулидов.
Так, в 2018 году застройщик обещал сдать дом в 2019-м. Затем – еще через год. Сейчас на ограждении стройплощадки висит старый, уже не актуальный паспорт объекта.
Даже указан день, когда дольщикам должны вручить ключи от их квартир, – 25 сентября.
Из-за такой чехарды с датами объект не может получить статус проблемного. Какие проблемы, если застройщик укладывается в отведенные, еще не истекшие сроки? А без такого признания дольщики не могут начать процедуры возврата денег или взыскания неустойки. Для этого просрочка сдачи объекта должна составлять шесть месяцев. Если бы последний раз срок ввода дома не изменили, то уже в марте 2023 года дольщики могли бы обратиться за выплатами.
Встанет с колен?
Впрочем, эти попытки почти наверняка успехом, во всяком случае, быстрым, не увенчались бы. Ведь сам подрядчик сразу заявил: он с дольщиков денег не брал. Да и у самого предприятия – финансовые трудности.
Что будет с объектом и к чему готовиться дольщикам? Эту тему в очередной раз подняли на совещании, проходившем на бийской площадке с участием краевых специалистов.
- Ваша ситуация всегда была сложная. Вы когда-то очень давно передали ваши средства недобросовестному застройщику, это не ваша вина. Вы, к сожалению, попали в нелегальный рынок долевого строительства. В него попали миллионы людей, - говорит дольщикам Ольга Дерявская, заместитель руководителя краевой Госинспекции, начальник отдела контроля и надзора в области долевого строительства.
Заодно дольщикам напоминают, что долгая и кропотливая работа была проделана, чтобы их дом на ул. Советской перевести в рынок легальный. Вот только людям от этого не лучше. Новый застройщик – компания «Прометей» - нашелся, но дома и денег как не было, так и нет.
- Наша задача - выработать меры по завершению строительства. Застройщик строит по схеме самостоятельного привлечения средств. Хорошо, если раньше у него была финансовая подушка безопасности. Но потом ситуация изменилась, и сейчас мы работаем с тем, что имеем. И нужно понимать, какой выход видит «Прометей». Есть ли у предприятия возможность подняться с колен и продолжить строительство? – задает вопрос Ольга Дерявская.
Дайте денег, надо много
Сейчас ситуация патовая. Чтобы продолжить строительство, «Прометею» нужны деньги. А их нет. Получить их можно, привлекая новых дольщиков. Но учитывая «анамнез» долгостроя, желающих вложить в него деньги не находится, хотя, по словам застройщика, потенциальные инвесторы есть – например, получатели льготной ипотеки. Но для этого нужно показать, что строительство дома оживилось, и кран снова «зашевелился».
Александр Казаков отвечает, что продолжить стройку готов, если ему помогут с получением заемных средств. Сейчас он готовится обратиться в минстрой с экономическим обоснованием и указанием текущего состояния дел.
Среди самих дольщиков тоже есть те, кто надеется, что государство поможет застройщику с кредитами. В то, что найдутся другие источники финансирования стройки, они не верят.
- Давайте будем реалистами. Застройщик не может вести строительство. У него нет денег, - говорит Виктор Конончук, дольщик. – Для того, чтобы появились новые инвесторы, дом должны вывести под крышу. Да, тогда, в 2006-2009 годах, были идиоты, которые несли деньги. Сейчас таких нет. Поэтому пока дом не выведут под крышу, никаких инвестиций не будет. Сказки все это.
По мнению дольщика, регион обязан помочь «Прометею» в получении кредита в размере не менее 20 млн руб. Однако этих денег вряд ли хватило бы подрядчику, чтобы завершить работы.
Проблемный дом никому не нужен
Согласно актуальной технической документации на дом, планируемая стоимость строительства здания составляет более 145 млн руб.
Дом – не простой, элитный. Планировка – комфортная, просторная. Например, тут запланированы однушки, площадью больше типовой трешки, - почти по 70 квадратов. Трехкомнатные квартиры – под 160 квадратов. Понятно, что стоимость таких квартир выше обычных, так что даже при возобновлении строительства с поиском потенциального покупателя могут возникнуть трудности.
Когда дом только начинали строить, «элитки» в Бийске было мало, но сейчас такие дома стали появляться. Так что если кто-то хотел пристроить деньги именно в такое жилье, он мог вложиться в дома других застройщиков. Тем более, сейчас долевое строительство стало более безопасным для покупателя. С появлением эскроу-счетов деньги дольщиков, которые те вносят в банк, «замораживаются» и не передаются застройщику. Получить их он может, лишь когда сдаст объект.
С деньгами, которые бийчане вложили в строительство дома на Зеленом Клине в 2000-е, все сложнее. Если строительство дома так и не закончится, получить вложенные средства можно будет только через компенсационный фонд, который находится под контролем государства. В этом дольщики и видят причину постоянных разрешений на продление срока застройки. Проблемный объект никому не нужен, потому что это грозит выплатами.
- Нашему глубокоуважаемому застройщику продляют разрешение на строительство, что я считаю абсолютно необоснованным, - говорит Константин Гулидов. - Разрешение на строительство нужно продлять тогда, когда что-то делается. То есть должен быть план застройки, который выполняется. Плана застройки нет, но проходит год, а ему снова продлевают разрешение на строительство. Потом проходит еще год – снова продлевают. Я понимаю, что городу не нужен проблемный объект, но нам-то что делать?
Сносить нельзя достроить
С подобной ситуацией сталкиваются дольщики не только из Бийска. Практика решения проблем везде разная, но почти всегда сводится к одному из двух возможных вариантов: либо дом все-таки достраивают (нередко после передачи объекта новому застройщику), либо дольщикам выплачивают компенсации.
В конце 2021 года в России приняли новые правила финансирования достройки проблемных домов. Достраивать предложили те дома, работы на которых завершены на 80 процентов. Остальные долгострои ждет демонтаж. Вложившиеся дольщики в этом случае должны получить компенсацию, исходя из рыночной стоимости квартиры, аналогичной по площади, расположению и строительной готовности. При этом в Фонде дольщиков говорят, что в этом случае размер компенсации будет больше, чем люди вложили в объект.
Домов, которые достройке не подлежат, по стране насчитали 460. Это замороженные объекты, на которых по тем или иным причинам работы не ведутся. В Правительстве даже назвали срок, к которому эти вопросы должны решить, – 2023 год.
Раз уж дом не получает статус проблемного, его необходимо строить. Специалисты отрасли говорят, что даже 15-летний долгострой можно довести до ума.
Александр Мишустин, председатель регионального Союза строителей, не исключает, что даже несмотря на долгий срок возведения и отсутствие кровли, здание вполне пригодно для продолжения работ, и надежный застройщик мог бы завершить здесь работы, чтобы потом готовый дом прошел приемку комиссией.
Вопрос в том, будет ли это текущий застройщик, или произойдет его смена?
Застройщик с историей
Отметим, что компанию «Прометей» в последнее время все чаще упоминают в негативном ключе, то ли в шутку, то ли всерьез говоря о том, что предприятие оставляет за собой шлейф разрушения.
Так, именно после ремонта «Прометеем» кровли в здании бассейна «Дельфин» его на несколько лет полностью закрыли на новый ремонт – уже капитальный. В доме по адресу ул. Разина, 90 – том самом доме, который начал разрушаться настолько, что в нем пришлось сносить и заново строить два верхних этажа, из-за качества отделочных работ, проведенных «Прометеем», люди отказывались въезжать в свое жилище, из-за чего сроки заселения несколько раз переносили.
Кроме того недавно руководитель предприятия Александр Казаков был связан с уголовным делом о получении взятки краевым заместителем министра строительства, который помог «Прометею» предоставить свои квартиры по программе обеспечения жильем детей-сирот. При этом сами квартиры были неликвидными, но бывший чиновник убедил коллег поставить «галочку», что квартиры соответствуют предъявляемым требованиям.
Сама компания неоднократно была под риском банкротства. Начиная с 2014 года предприятия семьи Казакова имеют более 100 исков от кредиторов, поставщиков, подрядчиков и органов местного самоуправления.
Тем не менее, оптимизма застройщику не занимать. Вот и на встрече с чиновниками и дольщиками Александр Казаков был на позитиве – шутил, улыбался и снова обещал достроить дом, но уже в 2024 году.