Бийский рабочий

Бийский маслоэкстракционный завод обещал снизить выброс сажи от лузги

В Бийске ежегодно возникает экоконфликт между жителями «масленки» и руководством предприятия
Читать в полной версии ➔

Производственный бизнес с одной стороны и чистый воздух с другой – так бийчане видят суть конфликта, который из года в год возникает вблизи площадок Бийского маслоэкстракционного завода.

Девять лет проблемы

Местные жители говорят, что предприятие буквально отравляет им жизнь. Все дело - в регулярных выбросах сажи, которая оседает на снегу, земле, подоконниках и в легких бийчан.

Для большинства заложников такого соседства день начинается с влажной уборки. И так – годами. Нужно обязательно протереть подоконник, смахнув черный осадок, иначе он просто въестся в пластик или дерево. С одеждой, мебелью, техникой и даже огородными посадками – та же беда. Слой сажи оседает везде. На улице - запахом горелой лузги.

-  У нас эта проблема уже на протяжении девяти лет, - рассказывает Андрей Кайгородов, местный житель. – Котельная завода работает на отходах производства. При этом МЭЗ находится в географическом центре города, то есть по сути в центре построен чуть ли  не мусоросжигательный завод. Они же отходы производства от подсолнечника сжигают, хотя к ним на завод подведен природный газ.

За это время жителям приходили ответы, что это вовсе не маслоэкстракционный завод засыпает соседей сажей, а они сами, когда отапливают дома и бани. Однако когда «масленка» простояла два сезона без работы, экологическая ситуация изменилась в лучшую сторону.

Не до капусты

Сейчас семечкой, точнее тем, что от нее остается, тут пропитано буквально все, хотя казалось бы, в огородах ждали другого. Но вкус домашней клубники и капусты здесь уже стали забывать. Старожилы считают свои земельные участки бесполезными.

Нина Шеина живет здесь 30 лет. Она говорит, что если раньше огород был хорошим подспорьем, то сейчас приносит одно огорчение.

- Раньше на своих участках мы выращивали все, а сейчас из-за этой вот черноты огурцы и помидоры мы только в теплице выращиваем, а на земле можно выращивать только то, что растет корнеплодами – картошку, морковку и все. Капусту уже нельзя. Кочаны закручиваются с чернотой и их вообще нельзя использовать в пищу. Клубнику, малину – тоже, их не отмыть.

А еще местные жители жалуются на проблемы со здоровьем, и уверены, что во многим их причина – тоже в саже, особенно когда речь идет о бронхитах, астма и сердечных болезнях.

- Вот заработал завод – и у меня обострение началось. Просто задыхаюсь, - говорит Валентина Головина. – Еще бы, у нас кругом чернота. И подметать ее не могу, и ходить не могу. На таблетки много денег уходит. Пусть тогда завод  мне выплачивает компенсацию. Я  поеду на курорты здоровье восстанавливать.

Маслоэкстракционный завод в Бийске. Фото: Юг Сибири.

Завод был первым

Однако если уходить в историю, то надо отметить, что это место завод «занял первым». Когда 96 лет назад в Бийске строили маслозавод, место целенаправленно выбирали удаленное. Там, где сегодня ул. Трофимова, раньше тянулся сосновый бор, по которому для удобства грузоперевозок проложили железнодорожную ветку.

- Завод уже в эти годы вырабатывал масла - подсолнечное, кедровое, льняное, а еще олифу и мыло. Поэтому никаких построек – ни жилых домов, ни бараков, ни общежитий, ничего здесь - не было. Был прямой путь от вокзала до завода, около 6 км, - рассказывает Анатолий Цапко, старший научный сотрудник краеведческого музея им. Бианки.

Но времена изменились, и сегодня завод окружили дома частного сектора, а через дорогу появились многоквартирные дома, новостройки, садик.

Местные жители считают, что это соседство можно было бы сделать комфортнее, если бы руководство «масленки» не экономило на газе и фильтрах.

- Ребятишки у нас ходят в детский сад, который на ул. Трофимова. Одежду, комбинезоны мы стираем почти каждый день, - рассказывает Яна Белоусова.

В пределах нормы

Ситуацию прокомментировали в Роспотребнадзоре. За последние пять лет к ним трижды обращались с жалобами на сажу и осадки, которые скапливаются в домах и на подворьях бийчан. Каждый раз, реагируя на заявления, специалисты проводили отбор проб атмосферного воздуха, проверяли наличие диоксида серы, азота, оксида углерода и других веществ.

- Во всех случаях концентрация веществ не превышала предельно допустимые. Предписания заводу не выдавались, - рассказывает Василий Панин, главный специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Бийске. – Но мы обозначили основные предложения – сжигать меньше лузги.

С учетом метеоусловия

Не сразу, но в санкт-петербургской группе компаний «Благо», которой принадлежит бийская «масленка», ответили на претензии жителей наукограда, сообщив, что использование лузги в качестве топлива – нормальная практика и естественная часть технологического процесса, так как она считается экологически чистым топливом.

- Получив сигнал, что есть жалобы со стороны местных жителей, мы внесли изменения в технический процесс по работе котельных, - говорит Кирилл Мельников, директор по маркетингу ГК «Благо». - Мы будем уменьшать объем сжигаемой лузги и стараться учитывать метеоусловия. При этом прорабатывается технологическая схема, которая дополнительно позволит снизить эти неприятные эффекты.

Однако на заводе сразу поясняют, что на это потребуется время, поскольку подобное решение не является стандартным.

Читать в полной версии ➔