Возьмите вы его, Христа ради: как в Бийске появился понтонный мост
Ровно 90 лет в один из зимних дней на берегу Бии раздался удар по свае 50-пудовой «бабы». Этот звук ознаменовал начало строительства первого в Бийске наплавного моста.
Первый наплавной мост
Проблема связи двух бийских берегов существовала всегда. И хотя основная жизнь была сосредоточена на правом берегу, на левом – тоже жили люди, там же находились купеческие дачи.
Сначала плавали на лодках, потом в Бийске начала работу паромная переправа, которая просуществовала почти 200 лет. В ожидании своей очереди на паром пешие люди, сельские и городские подводы проводили долгие часы, а иногда и дни. Порой стоять приходилось под проливным дождем и палящим солнцем.
Изыскательские работы по строительству моста начались в 1925 году. Проект был миллионным, а городской бюджет - скудным. На помощь пришло государство, предварительно изучив составленное бийчанами экономическое обоснование.
Уже летом 1934 года в газете «Звезда Алтая» (прежнее название газеты «Бийский рабочий») был опубликован рапорт крайкому партии и крайисполкому:
«Бийский мост, - говорилось в документе, - является крупнейшим наплавным мостом в Союзе, единственным связующим звеном всех районов и Ойротской автономной области к югу от реки Бии с железной дорогой. Огромнейший район – свыше 200 тысяч квадратных километров и основная грузосборочная артерия – Чуйский тракт – получили свободный выход к железной дороге».
Очевидцев строительства первого наплавного моста вряд ли можно найти. Сегодня этим людям было бы за сотню лет. Однако есть бийчане, заставшие мост в действии в более поздние годы, ведь верой и правдой эта переправа прослужила 30 лет.
Лариса Лыба в 1955 году приехала в Бийск работать в управлении малых рек. Она хорошо помнит, как выглядел первый наплавной мост: на больших деревянных лодках был настелен деревянный настил. По этому настилу передвигались машины, лошади, пешеходы.
С приходом осени настил убирали, а лодки секциями заводили в затон, принадлежавший Бийской пристани. Затон находился выше нынешнего коммунального моста на левой стороне Бии. До весны лодки и настил ремонтировали, а потом после ледохода, переправу устанавливали вновь. Работы по установке проводили теплоходы пристани.
Наплавной мост не давал речникам полноценно работать. Ведь суда не могли под ним проходить. Выше по течению, в Угреневке, добывали гравий, баржи с ним доходили только до моста.
Когда в городе построили коммунальный мост, наплавной полностью разобрали.
Понтонный мост
Потребность в мосту на плавучих опорах вновь возникла в нашем городе в первой половине 1990-х годов. В то время шел ремонт коммунального моста, движение по которому подрядчики полностью запретили. Чтобы обеспечить связь Заречья с правобережной частью города Геннадию Карпушкину — на тот момент главе администрации Бийска - пришлось обращаться за помощью к военным.
В то время речпортом руководил Николай Новоселов. Он вспомнил интересный случай, который произошел с понтонником. Собственно после этой истории мост перешел к речникам.
- Возвращаюсь я однажды из аэропорта (тогда он еще действовал), везу в Бийск редактора нашей отраслевой многотиражки. Подъезжаем к мосту и видим - громадная пробка стоит. Думаю, наверное, машины где-то столкнулись. 15-20 минут сидим, никакого движения. Пошел пешком посмотреть, в чём дело и обалдел: моста-то нет! - вспоминает Николай Иванович. - То есть береговые лодки, которые стояли на мели, в порядке, а середины моста нет. Вся ушла на дно.
Коммунальщики понагнали пожарные машины со всего города. Машины эти стоят на понтоннике и воду качают, а так как вода никуда не уходит, то и мост стоит, по-прежнему, на дне. Тут меня увидели, кто-то узнал, доложили Карпушкину. Градоначальник просит: «Николай Иванович, выручай!» А я ему: «Чем же я могу помочь? Я в машине, диспетчерская на другом берегу, теплоходы наши в рейсе».
Переправили меня на ГАЗ-69 из Заречья, добрался я до порта, диспетчеру говорю: «Срочно связывайся с теплоходами, пусть они баржи к берегу ставят и порожняком в город возвращаются». У нас тогда два теплохода были водомётные. Не вдаваясь в подробности их конструкции, скажу, что работать они могут, как мощные откачивающие устройства. Через пару часов теплоходы «подскочили», сразу же начали работу. А уже вечером мне позвонили и отчитались: «Мост поднят, движение по нему возобновлено».
На следующий день, когда я пришел на работу и открыл свой кабинет, то остолбенел. Сидит у меня за столом Геннадий Григорьевич. Говорит: «Знаю, что у тебя сейчас планёрка будет. Ты проводи её в обычном режиме».
Собрались мои сотрудники, а Геннадий Григорьевич и говорит: «Товарищи дорогие, возьмите вы, Христа ради, понтонный мост себе на обслуживание». Мы головы «поломали»: старый, гнилой понтонник – не самое лучшее приобретение, да как мэру откажешь? Скомплектовали бригаду, поставили дежурный теплоход на участок. Связь между берегами на время ремонта коммунального моста обеспечили.
А потом Карпушкин предложил эту переправу для дальнейшей эксплуатации установить в районе сахарного завода. Там ведь по генеральному плану был предусмотрен мост. Город помог с деньгами, мы провели все дополнительные работы, к зиме их закончили. Так в речпорту появился старенький понтонный мост.
Круглогодично действующий
Понтонник работал несколько лет, но все чаще начинал подводить. Регулярно выходили из строя понтоны, а на их восстановление шли немалые средства. Директор Бийского речного порта Виктор Франк задумал кардинально решить проблему с переправой:
- У меня возникла идея построить новый наплавной мост, который можно было бы эксплуатировать не только в летний, но и в зимний период, - рассказывает Виктор Александрович. - Я вылетел на север к коллегам, у которых есть на балансе подобные мосты, действующие в зимнее время. Поездка получилась результативной.
За организацию строительных работ отвечал Пётр Семёнович Юдин. Помню, подходит он ко мне и говорит: «Мы его не успеем за год построить, там объём работ на несколько лет». А я ему отвечаю: «Пётр Семёнович, если наши пять сварщиков будут делать три года, то мы возьмём на этот объём 15 человек и построим за год».
Укомплектовали пять бригад, каждая работала на своей барже. Перед этим Юдин пропустил баржи через док, отремонтировал корпуса. Нам ведь давали суда, которые стояли в отстое. В 2006 году переправу ввели в эксплуатацию.
С тех пор наплавной мост исправно служит речникам и горожанам. Особенно кстати он пришелся в 2023 году, когда снова на коммунальном мосту вновь проводили ремонт. Переправа на плавучих опорах обеспечивала бесперебойную связь двух берегов.
Наплавной мост разбирают всего на три-четыре недели в году: осенью до образования ледостава и весной для прохождения ледохода.
Наплавные и понтонные мосты считаются временными переправами. Однако в некоторых населенных пунктах, в том числе и в Бийске, они функционируют на постоянной основе.