Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Возьмите вы его, Христа ради: как в Бийске появился понтонный мост

Понтонный мост в Бийске демонтируют 1 апреля

Бийчане воспринимают понтонный мост как обыденность, а для транзитных туристов — это чуть ли не аттракцион

Ровно 90 лет в один из зимних дней на берегу Бии раздался удар по свае 50-пудовой «бабы». Этот звук ознаменовал начало строительства первого в Бийске наплавного моста.

Первый наплавной мост

Проблема связи двух бийских берегов существовала всегда. И хотя основная жизнь была сосредоточена на правом берегу, на левом – тоже жили люди, там же находились купеческие дачи.

Сначала плавали на лодках, потом в Бийске начала работу паромная переправа, которая просуществовала почти 200 лет. В ожидании своей очереди на паром пешие люди, сельские и городские подводы проводили долгие часы, а иногда и дни. Порой стоять приходилось под проливным дождем и палящим солнцем.

Речная переправа.
Речная переправа.
Фото: Группа ВК "История Бийска (город и люди)"

Изыскательские работы по строительству моста начались в 1925 году. Проект был миллионным, а городской бюджет - скудным. На помощь пришло государство, предварительно изучив составленное бийчанами экономическое обоснование.

Подготовительные работы по строительству наплавного моста начались в 1933 году. В реализацию идеи в то время мало кто верил. Тем не менее 2 января 1934 года на берегу Бии начали забивать сваи. Первый наплавной мост построили за полгода.

Уже летом 1934 года в газете «Звезда Алтая» (прежнее название газеты «Бийский рабочий») был опубликован рапорт крайкому партии и крайисполкому:

«Бийский мост, - говорилось в документе, - является крупнейшим наплавным мостом в Союзе, единственным связующим звеном всех районов и Ойротской автономной области к югу от реки Бии с железной дорогой. Огромнейший район – свыше 200 тысяч квадратных километров и основная грузосборочная артерия – Чуйский тракт – получили свободный выход к железной дороге».

Очевидцев строительства первого наплавного моста вряд ли можно найти. Сегодня этим людям было бы за сотню лет. Однако есть бийчане, заставшие мост в действии в более поздние годы, ведь верой и правдой эта переправа прослужила 30 лет.

Лариса Лыба в 1955 году приехала в Бийск работать в управлении малых рек. Она хорошо помнит, как выглядел первый наплавной мост: на больших деревянных лодках был настелен деревянный настил. По этому настилу передвигались машины, лошади, пешеходы.

С приходом осени настил убирали, а лодки секциями заводили в затон, принадлежавший Бийской пристани. Затон находился выше нынешнего коммунального моста на левой стороне Бии. До весны лодки и настил ремонтировали, а потом после ледохода, переправу устанавливали вновь. Работы по установке проводили теплоходы пристани.

Наплавной мост не давал речникам полноценно работать. Ведь суда не могли под ним проходить. Выше по течению, в Угреневке, добывали гравий, баржи с ним доходили только до моста.

Когда в городе построили коммунальный мост, наплавной полностью разобрали.

Наплавной мост в Бийске.
Наплавной мост в Бийске.
Фото: Группа ВК "История Бийска (город и люди)"

Понтонный мост

Потребность в мосту на плавучих опорах вновь возникла в нашем городе в первой половине 1990-х годов. В то время шел ремонт коммунального моста, движение по которому подрядчики полностью запретили. Чтобы обеспечить связь Заречья с правобережной частью города Геннадию Карпушкину — на тот момент главе администрации Бийска - пришлось обращаться за помощью к военным.

Воинская часть из Хабаровска отдала Бийску списанную переправу. Это был мост 1943 года. Военные помогли его смонтировать, а дальнейшее обслуживание легло на плечи бийских коммунальщиков.

В то время речпортом руководил Николай Новоселов. Он вспомнил интересный случай, который произошел с понтонником. Собственно после этой истории мост перешел к речникам.

- Возвращаюсь я однажды из аэропорта (тогда он еще действовал), везу в Бийск редактора нашей отраслевой многотиражки. Подъезжаем к мосту и видим - громадная пробка стоит. Думаю, наверное, машины где-то столкнулись. 15-20 минут сидим, никакого движения. Пошел пешком посмотреть, в чём дело и обалдел: моста-то нет! - вспоминает Николай Иванович. - То есть береговые лодки, которые стояли на мели, в порядке, а середины моста нет. Вся ушла на дно.

Коммунальщики понагнали пожарные машины со всего города. Машины эти стоят на понтоннике и воду качают, а так как вода никуда не уходит, то и мост стоит, по-прежнему, на дне. Тут меня увидели, кто-то узнал, доложили Карпушкину. Градоначальник просит: «Николай Иванович, выручай!» А я ему: «Чем же я могу помочь? Я в машине, диспетчерская на другом берегу, теплоходы наши в рейсе».

Переправили меня на ГАЗ-69 из Заречья, добрался я до порта, диспетчеру говорю: «Срочно связывайся с теплоходами, пусть они баржи к берегу ставят и порожняком в город возвращаются». У нас тогда два теплохода были водомётные. Не вдаваясь в подробности их конструкции, скажу, что работать они могут, как мощные откачивающие устройства. Через пару часов теплоходы «подскочили», сразу же начали работу. А уже вечером мне позвонили и отчитались: «Мост поднят, движение по нему возобновлено».

На следующий день, когда я пришел на работу и открыл свой кабинет, то остолбенел. Сидит у меня за столом Геннадий Григорьевич. Говорит: «Знаю, что у тебя сейчас планёрка будет. Ты проводи её в обычном режиме».

Собрались мои сотрудники, а Геннадий Григорьевич и говорит: «Товарищи дорогие, возьмите вы, Христа ради, понтонный мост себе на обслуживание». Мы головы «поломали»: старый, гнилой понтонник – не самое лучшее приобретение, да как мэру откажешь? Скомплектовали бригаду, поставили дежурный теплоход на участок. Связь между берегами на время ремонта коммунального моста обеспечили.

А потом Карпушкин предложил эту переправу для дальнейшей эксплуатации установить в районе сахарного завода. Там ведь по генеральному плану был предусмотрен мост. Город помог с деньгами, мы провели все дополнительные работы, к зиме их закончили. Так в речпорту появился старенький понтонный мост.

Понтонный мост.
Понтонный мост.
Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Круглогодично действующий

Понтонник работал несколько лет, но все чаще начинал подводить. Регулярно выходили из строя понтоны, а на их восстановление шли немалые средства. Директор Бийского речного порта Виктор Франк задумал кардинально решить проблему с переправой:

- У меня возникла идея построить новый наплавной мост, который можно было бы эксплуатировать не только в летний, но и в зимний период, - рассказывает Виктор Александрович. - Я вылетел на север к коллегам, у которых есть на балансе подобные мосты, действующие в зимнее время. Поездка получилась результативной.

Мы заказали проект, а в 2005 году начали строительство нового круглогодичного наплавного моста протяженностью 312 метров.

За организацию строительных работ отвечал Пётр Семёнович Юдин. Помню, подходит он ко мне и говорит: «Мы его не успеем за год построить, там объём работ на несколько лет». А я ему отвечаю: «Пётр Семёнович, если наши пять сварщиков будут делать три года, то мы возьмём на этот объём 15 человек и построим за год».

Укомплектовали пять бригад, каждая работала на своей барже. Перед этим Юдин пропустил баржи через док, отремонтировал корпуса. Нам ведь давали суда, которые стояли в отстое. В 2006 году переправу ввели в эксплуатацию.

С тех пор наплавной мост исправно служит речникам и горожанам. Особенно кстати он пришелся в 2023 году, когда снова на коммунальном мосту вновь проводили ремонт. Переправа на плавучих опорах обеспечивала бесперебойную связь двух берегов.

Наплавной мост разбирают всего на три-четыре недели в году: осенью до образования ледостава и весной для прохождения ледохода.

Наплавные и понтонные мосты считаются временными переправами. Однако в некоторых населенных пунктах, в том числе и в Бийске, они функционируют на постоянной основе.

Комментарии (12)

1000

Авторизоваться:

одна из тех статей, которая читается с удовольствием, в отличии например от https://biwork.ru/news/65736-izvestnyj-stilist-aleksandr-rogov-priletel-v-barnaul

Здорово, это работать так надо, а не на клаве стучать

Карпушкина нет, и некому решить вопрос со вторым понтонный мостом в районе Ленты. Ведь разрезать ленточки, и пробивать трудные вопросы - это разные вещи.

Сережа
Сергей, Ну что времянки делать. Нужен новый мост на месте понтонника. Наш старый мост на ладан дышит. Скоро его придется на большой капитальный ремонт останавливать. К этому моменту нужен новый мост.
Ответить
Гость
Сергей, мост в районе Ленты? Построй и пускай по нему за деньги. Ни кто против не будет.
Ответить

Вот и забрали ради христа,теперь карманы с его помощю забивают,а летом дак ваще ОН приборзел😂 ... на низы помочился.

Как некогда активному телезрителю, мне запомнилось, как в первой половине нулевых на бийском телеканале (кажется, бывший ТВ-Ком) в конце многих репортажей звучали имена авторов: "Ирина Дубицкая, Иван Зяблицкий". Приятно увидеть знакомое имя. А про Ивана давно ничего не слышно. Он жив-здоров? Где-то в СМИ еще работает?

Борис
Тот, еще там работали Фёдор Быханов, Олег Сорокин (Автор программ: Окраина, Провинциальные рекорды, Мимоходом), Юлия Цапко, Ирина Щучко (Попова), Евгений Андреев.
Ответить
Тот
Да, вспоминаются эти имена. Сделал бы кто хорошую историческую статью о бийских медиа в постсоветское время. Ведь у нас когда-то было несколько своих телеканалов и радиостанций, жизнь ключом била.
Ответить

Заказушная статейка) такие бабки метут на этом понтоннике.... И они первые кто НЕ заинтересован в новом мосту...

Лучше эту ржавую хрень давно бы убрали и нормальный мост построили бы, а то бабки гребут, а мост на глазах разваливается

Гость
Дядя Уася, пасть закрой.
Ответить