Бийский рабочий

Не везет: почему в Бийске сложился дефицит водителей автобусов

Перевозчики опасаются, что ситуация будет только ухудшаться
Читать в полной версии ➔

В Бийске в сфере пассажироперевозок складывается опасная ситуация: есть кого возить, но некому. Пассажиры общественного транспорта вынуждены ждать автобусы дольше, чем то предполагает расписание. При этом с самими машинами проблем нет. А вот с тем, кого посадить за руль, - проблем с каждым днем все больше. Дефицит водителей автобусов лишь усиливается, и пока перевозчики не видят предпосылок для исправление ситуации.

На минувшей неделе администрация города распространила сообщение, что из-за нехватки водителей могут возникнуть перебои с транспортом на отдельных маршрутах. Явление, как пояснили в мэрии, - временное, и касалось пока лишь маршрута №44. Трудности связывают с оттоком кадров из сферы пассажироперевозок прежде всего на оборонные предприятия.

«БР» пообщался с автопредпринимателями, сотрудниками автошкол и представителями администрации города, чтобы узнать, в чем они видят причины дефицита и каким может быть выход из сложившейся ситуации.

Выехал — и ладно

Сразу поясним: говорить так, как есть, перевозчики согласились на условиях анонимности, вынося в публичное пространство претензии и мысли, которые наверняка за закрытой дверью в ходе совещаний звучали не раз. Основных посыла — два.

Первый — работа водителя и без того тяжелая, а проблемы с дорожной инфраструктурой обостряют ситуацию еще больше. Уходят даже те, кто был.

- И это при том, что зарплата у водителей очень хорошая, существенно выше, чем в среднем по городу. Но и работа тяжелая, - говорят перевозчики. - Подъем — в 4 часа утра. Город перекопан, приходится стоять на жаре в пробках, а после дождя по некоторым улицам вообще не проехать. Конечно, из-за этого возникают проблемы с техникой. Маршруты смещаются из-за ремонта дорог, но почему-то где ехать, нам определяет не диспетчерская, а сами водители. Приходится нарушать ПДД, высаживать пассажиров по сути в неположенном месте, потому что нет временных знаков «Остановка». График сбивается, а на конечных — даже в туалет не сходить, потому что в те туалеты, которые там есть, заходить просто нельзя, а на других остановках их и вовсе нет. В какой-то момент это все накапливается, «щелкает» - и человек всех «посылает» и уходит из перевозок. И все это - на фоне того, что люди в принципе уезжают из Бийска в города, где уровень жизни выше - а, значит, притока кадров ждать неоткуда.

Перевозчики подчеркивают: пока их сфера держится на старых кадрах. Люди среднего и старшего возраста, еще советской закалки, поддаются на уговоры отработать лишнюю смену, понимая, что иначе город встанет в транспортном коллапсе. Но тогда возникает вопрос: а когда отдыхать? Ведь невыспавшийся водитель несет угрозу.

Такое смещение спроса и понимание, что на их место очередь не стоит, рождает и такое явление, как хамство водителей. С одной стороны — усталость, с другой — вседозволенность. Сами перевозчики признаются: на многое приходится закрывать глаза, иначе завтра какой-то маршрут может не досчитаться нескольких рейсов.

Не умеешь - научим

Второе обстоятельство — водителей, обладающих правами категории D, то есть той, которая необходима для работы на общественном транспорте, и при этом не занятых в сфере пассажироперевозок, просто физически нет на рынке труда в Бийске.

Есть либо люди, которые уже работают на автобусах, либо те, кто работали, но сменили направление деятельности, либо те, кто, получив права, работу на общественном транспорте не рассматривают как источник дохода.

Тех, кто имея соответствующее водительское удостоверение, находился бы сейчас в поиске работы на транспорте, как будто нет совсем.

- Тех, кто приходит обучаться на права категории D — единицы, и в основном это люди уже взрослые, не молодежь. Многие получают права, чтобы потом работать водителем где-то на вахте. Хотя, устройся они водителем в Бийске, - быстро бы «отбили» вложения. У автобусников зарплаты хорошие, но это тяжелый труд, - говорят в автошколе «Импокар плюс».

Теперь о том, что собственно пришлось бы «отбивать». Получить права категории D водителю, который до этого ездил только на легковушке, сразу не получится.

Сначала нужно получить права категории С — то есть для управления грузовиком, и только потом D — для управления автобусом. За обучение на каждую из категорий цены по городу в среднем сложились на отметке в 25 тыс. руб.

Итого — около 50 тыс. руб., при условии, что до этого были права категории В. Ну, а если и таковой прежде не было, — еще около 30 тыс. руб. для обучения на нее. Хотя представить за рулем ПАЗика человека с нулевым водительским стажем, конечно, жутковато. В основном в автобусники идут те, кто уже успел поездить на машинах.

Со своей стороны перевозчики уверяют: найдись такие желающие обучиться управлению автобусом - и предприниматели готовы оплатить и им обучение в автошколе, и предоставить самой автошколе транспорт для практических занятий, если потребуется. Но учиться на водителя автобуса бийчане все-равно не идут.

Ушли в оборонку

В администрации города о проблеме кадрового дефицита в сфере перевозок в курсе.

Как поясняет Александр Сирин, начальник отдела энергетики, транспорта и связи, замалчивать проблему смысла нет, и бийчане должны понимать, в чем причина возможных перебоев с транспортом.

- Бийчане получают информацию из разных источников. Конечно, перевозчики дают объявления о наборе водителей, но до кого-то из потенциальных работников она может не дойти. Поэтому мы стараемся задействовать все ресурсы. Вот, когда мы от мэрии рассказали о сложившейся ситуации, был отклик — люди прочитали, что не хватает водителей, позвонили, поинтересовались, куда обращаться — мы их связали с перевозчиками, - рассказывает Александр Юрьевич.

Однако и от автопредпринимателей люди в свою очередь уходят.

В мэрии не скрывают: значительный отток кадров идет в сферу оборонной промышленности, где могут предложить более выгодные условия работы.

Ситуация получается двоякая. С одной стороны — работают заводы, что, безусловно, хорошо. С другой — идет миграция кадров из других сфер. А учитывая, что предприятиям военно-промышленного комплекса поставили задачу наращивать штат, это перемещение рабочей силы будет происходить и дальше.

- Если говорить о сфере перевозок, то мы ведь понимаем, что там преимущественно одни и те же водители переходят от одного работодателя к другому, в зависимости от предложения, но проблема обостряется, когда эти кадры в принципе уходят из сферы, - продолжает Александр Сирин.

На этом фоне многие вспоминают времена автоколонн, когда стабильности было больше, а водители работали на одном предприятии годами. Однако в рамках нынешнего законодательства муниципальное предприятие перевозок, создай такое, существовало бы на тех же условиях, что и коммерческое, поясняет Александр Сирин, - и получало бы подряды только через аукцион.

- Да, ситуация сложная, но наша задача сделать все, чтобы не пострадали пассажиры, - подытоживает начальник отдела энергетики, транспорта и связи.

В связи в этим возникает вопрос: будут ли штрафные санкции к перевозчикам, которым придется отменить часть рейсов ввиду того, что на них просто некого ставить? Ведь ситуация может обернуться еще большими проблемами с невыходом на линию. В мэрии говорят, что заинтересованных в том, чтобы на этой почве разгорелся конфликт, нет - ни со стороны муниципалитета, ни со стороны автопредпринимателей.

Так что пока бийчанам, которые с современной техникой на «ты», советуют по интерактивной карте сверять: едет ли автобус.

Читать в полной версии ➔