60 лет назад в Бийске построили коммунальный мост
В этом году исполняется 60 лет, как бийчане впервые прошли и проехали по капитальному мосту через Бию.
Но немногие знают, что мост в Бийске мог появиться значительно раньше, еще до революции. А инициатором строительства была Елена Морозова, потомственная гражданка, купчиха.
В начале ХХ века она подала в городскую Думу заявку, чтобы ей выдали разрешение на строительство моста через Бию. Однако борьба, которая в то время шла в кулуарах власти, помешала этому событию.
Зато потом власти города несколько раз поднимали вопрос о займе средств на строительство моста. В 1907 году подали прошение губернатору. Гласные бийской Думы оценили стоимость проекта в сумму от 50 до 100 тыс. руб.
Мост был нужен. К тому времени на территорию Бийского уезда прибывали переселены, обосновываясь в Угренево, Красногорском, Быстром Истоке.
Только спустя четыре года, в 1911 году, бийчанам разрешили занимать деньги, хотя до конца вопрос так и не был проработан.
Первый наплавной через Бию появился уже при советской власти – в 1934 году. Тогда было забито 1356 свай, и мост на то время стал крупнейшим в Союзе.
К началу 1960-х годов Бийск уже был крупным центром перерабатывающей и оборонной промышленности. Деревянный мост, конечно, не справлялся со своей задачей. К тому же осенью во время ледостава и в весеннюю распутицу его разводили. Город нуждался в капитальном сооружении.
Вехи строительства моста можно проследить по архивам газеты «Бийский рабочий».
В 1961 году бригада Раннева забили в русло реки металлические шпунты, готовя котлованы будущих опор. В 1962 году шло бетонирование котлованов и фундаментов под опоры моста.
За зиму 1963 года установили все арки моста, весом более 6 тыс. тонн. Во время весеннего ледохода некоторые смельчаки даже стали перебираться по ним с одного берега на другой. Из соображений безопасности пришлось даже поставить постового милиционера.
Плиты перекрытия на мосту появились к октябрю 1963 года, и тогда по нему уже пошли первые пешеходы.
Но работы еще не были завершены. В 1964 году продолжилась отделка, изоляционные работы, установка перил, электроосвещения, асфальтирование моста и подъездных путей к нему.
Кстати, тогда старший преподаватель бийского пединститута Гаврила Прибытков обозначал через газету проблему подтопления дождевыми водами здания краеведческого музея – того здания, где сейчас расположен музей Чуйского тракта. А все потому, что строители новой дороги от ул. Красноармейской до музейной площади не сделали ни одного отвода дождевых вод, и она стала скапливаться у музея.
За 60 лет своего существования коммунальный мост в Бийске не раз ремонтировали. Первый потребовался почти через 30 лет после введения в эксплуатацию. Во время ремонта 1992 года проезд по мосту был полностью перекрыт, зато рядом появился понтонный мост. Была организована перевозка людей с одного берега на берег - в грузовиках с открытым кузовом.
Через десять лет мост снова ремонтировали.
Еще одна ремонтная кампания была проведена совсем недавно – в 2023 году, ведь с развитием туристического потенциала Горного Алтая нагрузка на коммунальный мост ежегодно возрастает.