Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

60 лет назад в Бийске построили коммунальный мост

Мост через Бию.

При этом капитальное сооружение через Бию могло появиться значительно раньше

В этом году исполняется 60 лет, как бийчане впервые прошли и проехали по капитальному мосту через Бию.

Но немногие знают, что мост в Бийске мог появиться значительно раньше, еще до революции. А инициатором строительства была Елена Морозова, потомственная гражданка, купчиха.

В начале ХХ века она подала в городскую Думу заявку, чтобы ей выдали разрешение на строительство моста через Бию. Однако борьба, которая в то время шла в кулуарах власти, помешала этому событию.

К тому же купчиха собиралась содержать мост пять лет и с каждой груженой повозки взымать плату в 5 копеек. Депутатам показалось, что Морозова слишком уже на этом обогатится - и разрешение не дали. Так и пользовались переправой.  

Зато потом власти города несколько раз поднимали вопрос о займе средств на строительство моста. В 1907 году подали прошение губернатору. Гласные бийской Думы оценили стоимость проекта в сумму от 50 до 100 тыс. руб.

Мост был нужен. К тому времени на территорию Бийского уезда прибывали переселены, обосновываясь в Угренево, Красногорском, Быстром Истоке.

Только спустя четыре года, в 1911 году, бийчанам разрешили занимать деньги, хотя до конца вопрос так и не был проработан.

Первый наплавной через Бию появился уже при советской власти – в 1934 году. Тогда было забито 1356 свай, и мост на то время стал крупнейшим в Союзе.

К началу 1960-х годов Бийск уже был крупным центром перерабатывающей и оборонной промышленности. Деревянный мост, конечно, не справлялся со своей задачей. К тому же осенью во время ледостава и в весеннюю распутицу его разводили. Город нуждался в капитальном сооружении.

Весной 1960 года в Бийск прибыла первая группа монтажников во главе с опытным мостостроителем Иваном Истоминым. На стройку в Бийск прибывали рабочие из разных регионов. По комсомольским путевкам к нам приезжала молодежь из Курской и Липецкой областей. Здесь же для них строили жилье.
Открытие мост через Бию, 1964 год.
Открытие мост через Бию, 1964 год.
Фото: группа ВКонтакте ИСТОРИЯ БИЙСКА (город и люди)

Вехи строительства моста можно проследить по архивам газеты «Бийский рабочий».

В 1961 году бригада Раннева забили в русло реки металлические шпунты, готовя котлованы будущих опор. В 1962 году шло бетонирование котлованов и фундаментов под опоры моста.

За зиму 1963 года установили все арки моста, весом более 6 тыс. тонн. Во время весеннего ледохода некоторые смельчаки даже стали перебираться по ним с одного берега на другой. Из соображений безопасности пришлось даже поставить постового милиционера.

Плиты перекрытия на мосту появились к октябрю 1963 года, и тогда по нему уже пошли первые пешеходы.

Но работы еще не были завершены. В 1964 году продолжилась отделка, изоляционные работы, установка перил, электроосвещения, асфальтирование моста и подъездных путей к нему.

Понтонный мост рядом с коммунальным.
Понтонный мост рядом с коммунальным.
Фото: группа ВКонтакте ИСТОРИЯ БИЙСКА (город и люди)

Кстати, тогда старший преподаватель бийского пединститута Гаврила Прибытков обозначал через газету проблему подтопления дождевыми водами здания краеведческого музея – того здания, где сейчас расположен музей Чуйского тракта. А все потому, что строители новой дороги от ул. Красноармейской до музейной площади не сделали ни одного отвода дождевых вод, и она стала скапливаться у музея.

За 60 лет своего существования коммунальный мост в Бийске не раз ремонтировали. Первый потребовался почти через 30 лет после введения в эксплуатацию. Во время ремонта 1992 года проезд по мосту был полностью перекрыт, зато рядом появился понтонный мост. Была организована перевозка людей с одного берега на берег - в грузовиках с открытым кузовом.

Через десять лет мост снова ремонтировали.

Еще одна ремонтная кампания была проведена совсем недавно – в 2023 году, ведь с развитием туристического потенциала Горного Алтая нагрузка на коммунальный мост ежегодно возрастает.

Комментарии (10)

1000

Авторизоваться:

Тогда бы уж в честь такого знаменательного события мэрии следовало бы организовать массовые всенародные гулянья, выступления хоровых коллективов, театрализованные представления и конкурсы.

Виталий
Гость, На мосту,или под ним?
Ответить

....а нынешняя власть даже хорошо покрасить не может то, что создавали наши.

Антикоммунист
Точно так же как и предыдущая власть... не могла даже покрасить то что было...
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, а при наших-то и речка была судоходной, не то что теперь при нынешних сатрапах-временщиках
Ответить
АБэвский
Гость, На "Звре" кайф было хоч до о.Куреевоб хоч до Солдатово)
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, строил народ. Ваши ничего не строили, только во власть играли и над населением издевались.
Ответить
Гость
Конрад Маюнов, у Малоугреневки мост построили в лихие девяностые.
Ответить
Гость
Гость, этот "норот" и сейчас чего-то строит
Ответить

2023 перила моста даже не покрасили