История одной трубы, или как в Бийске тоннель появился
На момент ввода ее в действие она уже включала в себя ряд инженерных сооружений. Однако многие объекты на пути строились и вводились в эксплуатацию с течением времени и были продиктованы необходимостью. Об одном из таких объектов – тоннеле, соединяющем улицы Угольная и Трофимова, нам рассказал краевед Владимир Шнайдер.
Что было до тоннеля
Тоннель, над которым проходит железнодорожное полотно, не самое достопримечательное место в Бийске, но, безусловно, интересное. Документов по его строительству Владимиру Шнайдеру найти не удалось, историю сооружения он собирал по воспоминаниям ветеранов. Со слов одного из старейших работников Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Александровича Гришанина, тоннель появился в начале пятидесятых годов прошлого века. Об этом инженерном сооружении Анатолию Александровичу рассказал бийский машинист - Геннадий Павлович Подоляк. В те годы Геннадий работал на паровозах помощником машиниста:
- Изначально железнодорожная дорога пролегала по невысокой призме земельного полотна. Путь вполне подходил для обслуживания существующего тогда грузопотока. Без проблем справлялся со своей функцией – пропуск гужевого и автомобильного транспорта, и железнодорожный переезд, расположенный на переулке Околоток 7-й. Этот переулок соединяет улицы В. Максимовой (тогда Вокзальная) и Угольную. В залинейную часть города у бийчан ездить большой надобности не было, да и машин в то время было немного. Так что нагрузка на переезд была вполне стандартная.
Из-за уклона поверхности после больших ливней и таяния снега водные потоки неслись с улицы Угольной на улицу Трофимова. Они подмывали полотно и затопляли путь. Но до 40-х годов прошлого века это не доставляло серьезной проблемы железнодорожникам, ведь паровозы ходили с гораздо меньшей скоростью, а составы были меньшей грузоподъемности.
Кто быстрее: лошадь или паровоз?
В группе «Алтайское краеведение» в ВК в одном из постов упоминается, с какой скоростью ходили поезда в конце 1930-х годов:
- Замечательный образец для подражания дал машинист тов. Микрюков А. 25 ноября 1937 года он провел груженый поезд из Барнаула до Алейска с технической скоростью 37,6 км в час вместо 35 км по норме.
Ещё более наглядно говорит о скорости поездов, история, которую поведал Владимир Шнайдер:
- Дело было в начале 40-х годов прошлого века. Все поезда в целях контроля целостности состава оснащались определенным прибором, установленным на автосцепке. И вот однажды с вокзала станции Бийск отправился состав. Перед его отправлением начальник станции заболтался с машинистом и забыл установить «концевик», а когда спохватился - поезд уже «потонул» в клубах пара. Связи начальника станции с машинистом тогда еще не существовало и дабы не попасть под наказание, виновник быстро снарядил подвернувшегося работника отвезти прибор на следующую станцию. Благо тогда на каждой станции имелись верховые лошади. Пока паровоз «чих-пыхал» до Чемровки, станционный рабочий вровень с ним домчался туда на коне. Установил на хвостовой вагон прибор и, тем самым, уберег начальника станции и машиниста от наказания.
Можно, конечно, допустить, что конная тропа срезала путь и была короче железной дороги по километражу, но факт остается фактом: скакун и поезд пришли в Чемровку одновременно. По словам Владимира Шнайдера, небольшим составам, ходящим с такими скоростями, талые воды угрозы не представляли.
Тоннелю быть
Ситуация начала меняться в 50-е годы прошлого века. Во время Великой Отечественной войны к нам в тыл были эвакуированы многие предприятия. Они выпускали различную продукцию, востребованную, по всей стране. Доставляли промышленные изделия и стройматериалы в другие регионы не только водным и автомобильным путями, но и по железной дороге. Грузоперевозки заметно возросли. Поезда стали ходить все чаще, скорость их была уже выше прежней. Да и сам город стал расти и развиваться ускоренными темпами. Строились заводы, фабрики и жилой фонд. В залинейной части располагался кирпичный завод, и на его продукция был высокий спрос. К тому же машины и подводы шли сплошным потоком из сёл на элеватор. Возле железнодорожного переезда Околотка 7-го все чаще стала собираться пробка. Приходилось даже регулировщика ставить, но и он не особо-то исправлял ситуацию. В общем, в середине прошлого века в Бийске появились сразу 2 проблемы: потоки талых вод стали опасны для больших и быстроходящих составов, а переезд не успевал справляться с автотранспортным и гужевым потоком. В результате было принято решение о строительстве «высокого» железнодорожного полотна с тоннелем для пропуска не только талых и ливневых вод, но и автомобилей.
Как отметил Владимир Шнайдер, работы вела железнодорожная организация «Мостоотряд», однако документальных данных для подтверждения данной информации ему найти не удалось. Так же в строительстве тоннеля были задействованы работники путевой части.
Открытие тоннеля не только защитило поезда от талых вод, но и разгрузило переезд 7-го Околотка от пробок. Долгие годы сооружение верой и правдой служило бийчанам, пока в 2018 году на один из автомобилей не упал кусок бетона.
Для машин проезда нет
После прецедента с обрушившимся куском бетона была обнародована информация, которая для многих бийчан и особенно автомобилистов стала неожиданностью. Касалась она функционала тоннеля. Согласно этой информации, тоннель изначально строили, как водопропускную трубу для талых и ливневых вод, а вот для проезда машин его стали использовать несанкционированно.
Машина пострадала, и ее владелец начал искать тех, кто отвечает за состояние тоннеля, дабы в дальнейшем направить им претензию на компенсацию. Выяснилось, что в реестре городских дорог объект не значится. В ГИБДД «Бийскому рабочему» предоставили комментарий, что изначально данный проезд оборудовался именно для пропуска талых вод. Лишь позже, по мере увеличения числа автомобилей на дорогах, администрация Бийска приняла решение использовать водопропускной канал для проезда транспорта.
В службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» «Бийскому рабочему» также подтвердили, что искусственное сооружение под железнодорожными путями создавалось для пропуска паводковых и ливневых вод. Оно не является санкционированным местом для проезда автомобильного и иных видов транспорта.
Эта информация несколько разнится с информацией, краеведа. Как бы то ни было, но после прецедента, точнее, в июне 2019 года, тоннель для проезда машин закрыли навсегда, и он исполняет функцию водопропускной трубы.
Для соединения улицы Угольной с основной частью города был приведен в порядок переулок 7-й Околоток. Автомобилисты могут пользоваться путепроводом. Правда, маршрут по нему заметно длиннее.
Поезда же, следующие до станции Бийск и отправляющиеся с нее, как и прежде ходят над тоннелем, не испытывая никаких неудобств и проблем от потока талых вод.