Бийский рабочий

25 лет назад затонула подлодка "Курск", унеся жизни 118 моряков

Подводная лодка опустилась на 108 метров, спасатели не смогли достать моряков из-за сложных условий на большой глубине
Читать в полной версии ➔

Подводная лодка "Курск" была заложена на предприятии "Севмаш" в Северодвинске в марте 1990 года и спуск на воду состоялся в 1994 году. Свое имя атомоход получил в честь победы в Курской битве – одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны. В 1999 году подлодка успешно выполнила первый автономный поход в Средиземное море, где проводила слежение за кораблями НАТО, демонстрируя превосходные боевые характеристики, рассказывает "Толк".

12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений "Курск" затонул.

День, когда "Курск" затонул

12 августа 2000 года во время масштабных учений Северного флота "Курск" готовился к учебной атаке на эскадру во главе с флагманом – тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий".

В 11 часов 28 минут 26,5 секунд мск на атомной подводной лодке "Курск" произошла катастрофа. Согласно официальному заключению, причиной стал взрыв учебной торпеды 65-76А (без боевого заряда) в четвертом торпедном аппарате. Взрыв произошел из-за утечки компонентов топлива через микротрещины в корпусе торпеды, образовавшиеся в результате нештатных процессов. 

Этот первый взрыв полностью разрушил не только четвертый, но и соседний второй торпедный аппарат, мгновенно убив всех моряков в первом отсеке. В корпусе лодки образовалась пробоина, через которую начала поступать вода. Разлетающиеся обломки торпеды спровоцировали детонацию других торпед. 

Ровно через две минуты, в 11:30, произошел второй, более мощный взрыв. Он привел к гибели экипажа во втором-пятом отсеках, серьезным повреждениям систем жизнеобеспечения и частичному разрушению корпуса. 

Офицеры, уцелевшие в шестом-девятом отсеках, организовали эвакуацию выживших моряков в наиболее защищенный девятый отсек. Согласно заключениям судебно-медицинской экспертизы, техническим исследованиям и анализу записок капитана Колесникова, 23 моряка в девятом отсеке продолжали борьбу за жизнь в течение 6-8 часов после катастрофы, но дождаться спасателей им не удалось, пишет РИА Новости.

Ошибки спасательной операции 

Спасательная операция началась с критическим опозданием. Первые спасательные суда прибыли к месту катастрофы лишь на следующий день. Российские спасатели предприняли несколько неудачных попыток подключиться к аварийному люку. Только 21 августа норвежским водолазам удалось открыть аварийный люк, но девятый отсек уже был затоплен. Обнаруженные записки капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова свидетельствовали, что часть экипажа оставалась в живых несколько часов после катастрофы, ожидая помощи.

Попытки спасательных служб добраться до них оказались безуспешными. Сложные условия на глубине 108 метров, повреждения корпуса подлодки и недостаточная подготовленность спасателей не позволили вовремя оказать помощь.

Все находившиеся на борту 118 членов экипажа погибли. Единственным выжившим оказался старшина Алексей Брессель, который в момент катастрофы находился в отпуске.

Официальная и альтернативная версии катастрофы

Официальная версия следствия называла причиной катастрофы взрыв учебной торпеды из-за утечки компонентов топлива.

Однако в ноябре 2021 года адмирал Вячеслав Попов, бывший командующий Северным флотом, заявил о столкновении "Курска" с подлодкой НАТО, которая вела слежку. Эта версия, хотя и не получила официального подтверждения, объясняет многие нестыковки в официальном расследовании.

Подъем "Курска" и память о моряках

В 2001 году была проведена беспрецедентная операция по подъему "Курска". После извлечения ядерного топлива корпус подлодки отбуксировали в док. Единственным выжившим членом экипажа оказался старшина Алексей Брессель, находившийся в отпуске. Сегодня на месте трагедии установлен памятный знак, а в городах России – мемориалы погибшим морякам.

Эта катастрофа с "Курском" стала поворотным моментом в истории ВМФ России, приведя к кардинальному пересмотру систем безопасности и спасательных процедур.

Читать в полной версии ➔