Нашли опечатку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

25 лет назад затонула подлодка "Курск", унеся жизни 118 моряков

Подводная лодка "Курск".

Подводная лодка опустилась на 108 метров, спасатели не смогли достать моряков из-за сложных условий на большой глубине

Подводная лодка "Курск" была заложена на предприятии "Севмаш" в Северодвинске в марте 1990 года и спуск на воду состоялся в 1994 году. Свое имя атомоход получил в честь победы в Курской битве – одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны. В 1999 году подлодка успешно выполнила первый автономный поход в Средиземное море, где проводила слежение за кораблями НАТО, демонстрируя превосходные боевые характеристики, рассказывает "Толк".

12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений "Курск" затонул.

День, когда "Курск" затонул

12 августа 2000 года во время масштабных учений Северного флота "Курск" готовился к учебной атаке на эскадру во главе с флагманом – тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий".

В 11 часов 28 минут 26,5 секунд мск на атомной подводной лодке "Курск" произошла катастрофа. Согласно официальному заключению, причиной стал взрыв учебной торпеды 65-76А (без боевого заряда) в четвертом торпедном аппарате. Взрыв произошел из-за утечки компонентов топлива через микротрещины в корпусе торпеды, образовавшиеся в результате нештатных процессов. 

Этот первый взрыв полностью разрушил не только четвертый, но и соседний второй торпедный аппарат, мгновенно убив всех моряков в первом отсеке. В корпусе лодки образовалась пробоина, через которую начала поступать вода. Разлетающиеся обломки торпеды спровоцировали детонацию других торпед. 

Ровно через две минуты, в 11:30, произошел второй, более мощный взрыв. Он привел к гибели экипажа во втором-пятом отсеках, серьезным повреждениям систем жизнеобеспечения и частичному разрушению корпуса. 

Офицеры, уцелевшие в шестом-девятом отсеках, организовали эвакуацию выживших моряков в наиболее защищенный девятый отсек. Согласно заключениям судебно-медицинской экспертизы, техническим исследованиям и анализу записок капитана Колесникова, 23 моряка в девятом отсеке продолжали борьбу за жизнь в течение 6-8 часов после катастрофы, но дождаться спасателей им не удалось, пишет РИА Новости.

Ошибки спасательной операции 

Спасательная операция началась с критическим опозданием. Первые спасательные суда прибыли к месту катастрофы лишь на следующий день. Российские спасатели предприняли несколько неудачных попыток подключиться к аварийному люку. Только 21 августа норвежским водолазам удалось открыть аварийный люк, но девятый отсек уже был затоплен. Обнаруженные записки капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова свидетельствовали, что часть экипажа оставалась в живых несколько часов после катастрофы, ожидая помощи.

Попытки спасательных служб добраться до них оказались безуспешными. Сложные условия на глубине 108 метров, повреждения корпуса подлодки и недостаточная подготовленность спасателей не позволили вовремя оказать помощь.

Все находившиеся на борту 118 членов экипажа погибли. Единственным выжившим оказался старшина Алексей Брессель, который в момент катастрофы находился в отпуске.

Официальная и альтернативная версии катастрофы

Официальная версия следствия называла причиной катастрофы взрыв учебной торпеды из-за утечки компонентов топлива.

Однако в ноябре 2021 года адмирал Вячеслав Попов, бывший командующий Северным флотом, заявил о столкновении "Курска" с подлодкой НАТО, которая вела слежку. Эта версия, хотя и не получила официального подтверждения, объясняет многие нестыковки в официальном расследовании.

Подъем "Курска" и память о моряках

В 2001 году была проведена беспрецедентная операция по подъему "Курска". После извлечения ядерного топлива корпус подлодки отбуксировали в док. Единственным выжившим членом экипажа оказался старшина Алексей Брессель, находившийся в отпуске. Сегодня на месте трагедии установлен памятный знак, а в городах России – мемориалы погибшим морякам.

Эта катастрофа с "Курском" стала поворотным моментом в истории ВМФ России, приведя к кардинальному пересмотру систем безопасности и спасательных процедур.

Комментарии (1)

1000

Авторизоваться:

Игорь Иваныч С У К А Ч Ё В потом написал и исполнял песню Гибель Курска в память о погибшем экипаже подлодки Курск, вот текст: Они вышли из порта, только глянул рассвет Море нежилось тихим прибоем Только чайки о чём-то кричали им вслед И тревожно кружили над морем Лодка шла на норд-вест, на намеченный курс Выполнять боевую работу И на солнце сверкая грозным именем «Курск» Уходила в глубокую воду Чёрные ленты, а на них якоря Любят матросы, знают моря Прямо за бортом в дымке морской За горизонтом берег родной Но внезапно беда, и спасения нет Страшный взрыв, тьма, заклинило люки Лишь отчаянно бьётся девятый отсек Издавая прощальные звуки Не спастись нам, ребята, больше воздуха нет Нас раздавит сейчас перегрузка Так услышьте ж, кто может, последний привет От матросов погибшего «Курска» Водные толщи рушат наш борт Прощайте навеки дом наш и порт Чайка печально над морем кружит Наша подлодка здесь не лежит Где чайка печально над морем кружит Наша подлодка здесь не лежит Передайте же, волны, родной стороне И морскому андреевскому флагу Хоть погибли мы здесь на безжалостном дне Но мы помнили нашу присягу Передайте любимым, родным и друзьям Что мы отдали все наши силы И теперь наша лодка достанется нам Обелиском и братской могилой Наша лодка вовеки останется нам Обелиском и братской могилой Чёрные ленты, а на них якоря Любят матросы, знают моря Где-то за бортом в дымке морской За горизонтом берег родной Где-то за бортом в дымке морской За горизонтом дом наш родной