Хрустят чипсами и выпивают реквизит: бийчанам-театралам напомнили об этикете
Творческий сезон – в разгаре, билеты на премьеры в Бийском драматическом театре разлетаются в первые дни продаж. Сергей Бобровский, главный режиссер и Артем Фоменко, артист и режиссер рассказали о своих новых постановках, приоткрыли закулисье и напомнили, как бийчанам нужно вести себя, приходя на спектакль, ведь для артистов театр – второй дом.
Пьеса требует своих героев
Планы на новые и уже полюбившиеся зрителям спектакли расписаны до нового года. Задача Сергея Бобровского, главного режиссера Бийского драматического театра непростая: нужно сделать так, чтобы постановки были разные по тематике и настроению, актерская труппа – равномерно задействована, и важно, чтобы они продолжали «прокачивать» свои навыки, расти, совершенствоваться в этом непростом мастерстве.
– Каждый спектакль со своим настроением: мы и обучаем, и призываем к чему-то хорошему, и, конечно же, развлекаем. Театр обязательно должен выполнять функцию праздника, мы как будто позволяем взрослым людям забыть обо всем, и еще немного «поиграть в песочницу», – приводит аналогию Сергей Александрович. – С каждой постановкой нам хочется быть ближе к зрителю.
Бийский драматический театр. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
В этом помогут такие спектакли как «День радости», продолжение по-детски наивной и по-взрослому глубокой истории с героями Винни Пуха. Или лирическая мелодрама «Джек», повествующая о семейных ценностях и доброте.
– Я люблю расширять диапазон артистов, они не должны становиться заложниками одной роли, – подчеркивает Бобровский. – Чтобы пьеса состоялась и актер развивался, нужно учесть множество факторов. Не все готовы к большой роли, даже если мечтали о ней, и не всегда пьеса позволяет «вольности» – зрителю будет не интересно, если актер не похож на персонажа, которого должен играть.
Сергей Бобровский, главный режиссер Бийского драматического театра. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Бийчане редко видят постановки, где на сцене задействована абсолютно вся театральная труппа или сетуют, что «мало классики». Так, «не пошел» спектакль «Преступление и наказание» Достоевского, оказалось сложно заменить некоторых актеров, хотя зрители его очень полюбили. Здесь блистает одна из талантливейших возрастных актрис театра – Светлана Елизарова, на игру которой равняется нынешнее поколение.
– Конечно, хотелось бы, чтобы вся труппа была в рабочем состоянии. Я люблю, когда мои артисты заняты. Но пьеса требует своих героев, – улыбается Сергей Александрович. – Если в спектакле заняты все, мы не сможем больше его ставить, если выбыл хотя бы один человек, некем будет его заменить. Еще один из определяющих моментов, когда ты ищешь пьесу – чтобы она разложилась на труппу. Если среди актеров нет Гамлета – зачем его ставить?
Бийский драматический театр. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
Кстати, с новыми лицами в театре тоже непросто: не хватает актера-мужчины.
– Действительно, приходите, рассмотрим, если есть потенциал, – приглашает Сергей Александрович. – Но очень важно, чтобы человек прижился, вошел в коллектив, в труппу, в наш менталитет. Девушек не принимаем, а вот талантливых парней не хватает. Наверное, потому, что вся классическая драматургия основана на том, чтобы историю делал мужчина.
Театр в театре
Как рассказали в Бийском драмтеатре, бийчане больше всего любят комедии: им важно прийти отдохнуть, посмеяться, зарядиться позитивным настроением.
– Топовые спектакли: «Ханума», «Ночь перед Рождеством», они у нас идут на протяжении пяти лет, залы полны и билеты раскупаются за несколько дней, – говорит Дарья Меркулова, администратор театра. – Самые сложные по восприятию спектакли – комедии абсурда. Не все могут понять и уловить этот жанр. Но очень приятно, что молодое поколение схватывает тему, они ее понимают и считывают.
Запрос на классическое произведение реализовал в этом году Артем Фоменко, артист и режиссер Бийского драматического театра. Уже прошли первые премьерные показы спектакля по произведению Александра Пушкина «Медный всадник», спектакль называется «4.21».
Артем Фоменко, артист и режиссер Бийского драматического театра. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– Когда берешь в работу какую-то постановку, хочется, чтобы она перекликалась с сегодняшним зрителем, иначе это будет просто экскурс в историю, – делится режиссер своими мыслями. – Могу сказать, что для меня это произведение безумно рифмуется с нынешним временем по уровню внутренней тревоги. Когда есть что-то, перед чем человек бессилен, с чем он не может справиться.
Артем Фоменко отмечает, что подготовка к любому спектаклю не обходится без трудностей: у режиссера-постановщика, который «творит произведение искусства», есть желание, чтобы его эгоистическая мысль была реализована, и спектакль отличался от ряда других подобного плана, приобрел индивидуальность.
Бийский драматический театр. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– Например, в спектакле «4.21» я разрешаю актерам этакий «театр в театре», когда артист может смело выйти из образа, и, не ломая конструкции самого произведения, продолжить повествование, – говорит он.
Детские спектакли – тоже часто становятся плодом трудов второго режиссера. У них есть уже своя стилистика и узнаваемость.
– Хочется надеяться, что смотрят ребятишки с удовольствием, не из-под палки, – улыбается Артем. – Но даже если происходит иначе, я думаю, что это не плохо. Дети очень активно впитывают этот мир, а театр – это всегда про что-то вечное и доброе.
Бийский драматический театр. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
В драмтеатре обращают особое внимание на несоблюдение некоторыми зрителями элементарных правил этикета и поведения. Чего только не придумывают бийчане! Опаздывают на спектакли, пытаются забрать или оторвать предметы из фотозон. Две дамы в почтенном возрасте, не ожидая, что в помещениях установлены видеокамеры, после спектакля попытались «отпочковать» часть растений из горшков. Поколение помоложе – с удовольствием хрустит чипсами, видимо, путая театр – с кинотеатром.
Бийский драматический театр. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"
– На спектакле «Саня, Ваня с ними Римас» у нас был поклон, в момент которого на авансцене остается стакан, там, якобы алкоголь, – вспоминает Артем Фоменко. – Естественно, это не так, вместо самогонки у нас всегда вода, окрашенная молоком, а вместо коньяка делаем слабо заваренный чай. Когда артисты удалились со сцены, один из зрителей, проходя мимо, взял стакан, попробовал и крикнул: «Нас обманывают!» Такое тоже случается, это очень мило. Хуже, когда ты стоишь на сцене и слышишь, как звонит телефон, в такие моменты хочется просто объяснить – так нельзя. Но мы не можем остановить сценическое действие, прервать спектакль и начать со зрителями беседу, только сделать паузу. Это беда всего театрального искусства – когда зритель приходит просто так, от нечего делать, позевать и как-то заткнуть пустую дыру в своем быту. В любом случае, хочется, чтобы люди проявляли некоторую степень уважения к тому труду, который они видят на сцене. Для нас театр – это дом, и мы приглашаем сюда гостей. Увы, случается так, что гости ведут себя неподобающе.