Бийский рабочий

Пожалуйте в семейную жизнь: как женились в купеческом и советском Бийске

В качестве свадебного наряда для невесты выбирали самое красивое платье из того, что имелось
Читать в полной версии ➔

Осенние дни на Руси издавна выбирали как самые удачные для свадеб. Считалось, что семья будет крепкой, если ее создали в период с Семёнова дня (14 сентября) и до конца ноября. Мы предлагаем вспомнить, как в разное время бийчане заключали браки и проводили свадьбы.

Где знакомились?

Дореволюционное бийское общество было сословным. У каждого класса имелись свои традиции, связанные с личной жизнью. Дмитрий Ерошкин, старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея, рассказывает:

– Для представителей всех сословий общепринятыми были только религиозные правила. Так как основную часть населения Российской империи составляли православные, для них существовал только церковный брак. Документом о регистрации в те времена являлась запись в церковной метрической книге.

Как правило, присматривали друг друга молодые в церквях, на званых вечерах, в «синематографе». Возможность посещать последний у бийчан появилась с января 1906 года, когда приезжий предприниматель устроил первый в городе киносеанс.

Деревенские парни и девушки, а также мещане с городской окраины знакомились на вечёрках – так назывались молодежные посиделки. Респектабельные бийчане, с положением в обществе, заранее присматривали жениха или невесту из своего круга. На помощь приходили свахи.

Запой, пропой и рукобитье

После предварительного договора шел «запой» – так называлось угощение сватов. На стол ставились вино, медовуха, сусло и пряники. За запоем следовал «пропой», где окончательно утверждались размер приданого и дата свадьбы.

Завершалось сватовство «рукобитьем». Свадьбу оплачивали родители. Отмечали ее (по крайней мере, старались отметить) и крестьяне, и дворяне, и купцы таким образом, что бы потом было что вспомнить.

В качестве свадебного наряда для невесты выбирали самое красивое платье из того, что имелось. А если наряд шили, то с таким расчетом, чтобы после свадьбы его можно было носить в праздничные дни. Гуляли по два-три дня.

Роль современного тамады выполнял дру́жка. Он потчевал гостей яствами и шутками-прибаутками. Изюминкой гулянья был кулачный бой. Так что присказка «какая свадьба без драки?» берет начало с тех времен.

Ляпсусы в свидетельствах

После революции церковный брак перестал иметь юридическую силу. Советская власть регистрировала браки по новым законам в государственных органах.

Нередко в этих органах в то время работали малограмотные люди. Как результат –  встречается огромное количество ошибок и описок в документах. Путали имена Наталья и Наталия, Таисия и Таисья… «Мария» могли написать через «о» – «Мория». С этим вариантом написания имени своей бабушки столкнулась Елена Величко, руководитель Бийского родословного объединения.

. Фото: из архива Ирины Дубицкой

В нашей семье Курниковых тоже есть удивительный документ. Мне он достался по наследству от бабушки. Ему скоро исполнится 100 лет. Соколовский сельский совет 12 января 1928 года выдал свидетельство о браке № 3 Курниковым Павлу Алексе­евичу и Анисье Алексеевне. Примечательно в нем то, что в строке «фамилия ее при вступлении в брак» указаны только имя и отчество моей бабушки, будто и не было у нее никакой фамилии до замужества.

С фатой и графином

О свадьбах 1960-х годов рассказала Людмила Рахматулина. Она сама регистрировалась в 1963 году, да и многие ее подружки вышли замуж в то время.

Бийский загс тогда располагался в старом центре, в бывшем купеческом доме на ул. Советской.

– Это была небольшая комната на втором этаже. Поднимались в нее по скрипучей лестнице, – вспоминает Людмила Васильевна. – Никакой пафосно парадной обстановки там не было. Платья мы шили сами. Никаких магазинов свадебных нарядов еще не было. Длинные платья и шляпы невесты стали носить позже. А в начале 1960-х годов мы выходили замуж в коротких платьях. Зато наличие фаты было обязательным – она являлась символом чистоты и невинности девушки. У кого из женихов была возможность, приезжали за невестой на такси. У кого такой материальной возможности не было – шли в загс пешком.

Фотографов как таковых в загсе тоже тогда не было. Чаще всего молодожены делали памятное свадебное фото уже после регистрации. Фотоателье располагалось неподалеку, в здании напротив бывшей школы № 11.

Отмечали торжество в основном дома. В начале 1960-х годов была шестидневная рабочая неделя, с одним выходным. Так как гулять по традиции требовалось два дня – день у жениха и день у невесты, свадьбы старались приурочить к праздникам, например к 7 ноября. Подарки молодоженам дарили скромные и полезные в быту: таз, графин, посуду.

Герб на груди, мурашки по коже

Нина Морозова пришла работать в отдел ЗАГС в 1985 году. В то время в Бийске было три загса. Приобский располагался по адресу ул. Васильева, 39, в пристройке к пятиэтажному дому. Восточный и городской загсы были отдельными единицами и располагались
на ул. Петрова, 4а.

– Я успела захватить регистрацию советских лет. Она отличалась своей символикой. На нас, регистраторах брака, в обязательном порядке должен был надет нагрудный знак в виде цепи, состоящей из небольших пластинок-флагов, с массивным гербом Советского Союза посередине. В первых же словах обращения к молодоженам звучало: «Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик…». И, вы знаете, это было очень волнительно и для молодоженов, и для ведущего церемонии, – вспоминает Нина Аркадьевна. – Иногда в день регистрировали до 40 пар. Но волнение не отпускало: новая пара – и снова мурашки по коже от торжественности и значимости обстановки. В тексте поздравления звучали слова: Родина, советский народ, партия.

Зато красивая

По словам Нины Аркадьевны, в то время невесты предпочитали шить платья по своим эскизам у портных. Платья были у всех разные – длинные, короткие, пышные. Фата была почти у всех. Редко кто из девушек осмеливался надеть «корзинку» или венок из цветов без фаты. Макияж делали сами, дома. За прической шли к мастерам в парикмахерскую.

– Мы, регистраторы брака, тоже старались выглядеть красиво и достойно, – говорит Нина Аркадьевна. – Я прическу делала в парикмахерской. Помню, на улице зима, а я жила на АБ – до работы надо еще добраться. Стою с «голой» головой, жду такси, поймать машину тогда было непросто. Промерзла до костей!

Куклу – на капот, шампанское – в ЗАГС

Было модным украшать машину, в которой молодые ехали в загс. Обычно к авто приделывали куклу в платье невесты. Самыми свадебными цветами у нас в городе считались белые каллы.

. Фото: TurboTextAI

Молодые не могли вступить в брак без свидетеля и свидетельницы. Приглашали друзей. Свадьбы были большими, шумными. В зале бракосочетания после поздравления пили шампанское.

– У меня с шампанским однажды курьезный случай произошел. Сегодня вспоминать забавно, тогда же было не до смеха, – продолжает Нина Аркадьевна. – Я стояла на подиуме, и пробка от шампанского из зала прилетела мне прямо в лоб. Столько десятилетий прошло, но с тех пор, когда при мне открывают шампанское, я выхожу из комнаты. 

Обязательной традицией в то время была поездка к Вечному огню после заключения брака. По словам Нины Морозовой, сейчас ей следуют не многие пары, а жаль!

А еще тогда не было особого ажиотажа вокруг так называемых красивых дат. Назначали день, ждали от месяца до трех (чаще все-таки месяц) – и пожалуйте в семейную жизнь!

Больше материалов об истории Бийска читайте

здесь

Читать в полной версии ➔