В качестве свадебного наряда для невесты выбирали самое красивое платье из того, что имелось
Осенние дни на Руси издавна выбирали как самые удачные для свадеб. Считалось, что семья будет крепкой, если ее создали в период с Семёнова дня (14 сентября) и до конца ноября. Мы предлагаем вспомнить, как в разное время бийчане заключали браки и проводили свадьбы.
Где знакомились?
Дореволюционное бийское общество было сословным. У каждого класса имелись свои традиции, связанные с личной жизнью. Дмитрий Ерошкин, старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея, рассказывает:
– Для представителей всех сословий общепринятыми были только религиозные правила. Так как основную часть населения Российской империи составляли православные, для них существовал только церковный брак. Документом о регистрации в те времена являлась запись в церковной метрической книге.
Как правило, присматривали друг друга молодые в церквях, на званых вечерах, в «синематографе». Возможность посещать последний у бийчан появилась с января 1906 года, когда приезжий предприниматель устроил первый в городе киносеанс.
Деревенские парни и девушки, а также мещане с городской окраины знакомились на вечёрках – так назывались молодежные посиделки. Респектабельные бийчане, с положением в обществе, заранее присматривали жениха или невесту из своего круга. На помощь приходили свахи.
Запой, пропой и рукобитье
После предварительного договора шел «запой» – так называлось угощение сватов. На стол ставились вино, медовуха, сусло и пряники. За запоем следовал «пропой», где окончательно утверждались размер приданого и дата свадьбы.
Завершалось сватовство «рукобитьем». Свадьбу оплачивали родители. Отмечали ее (по крайней мере, старались отметить) и крестьяне, и дворяне, и купцы таким образом, что бы потом было что вспомнить.
В качестве свадебного наряда для невесты выбирали самое красивое платье из того, что имелось. А если наряд шили, то с таким расчетом, чтобы после свадьбы его можно было носить в праздничные дни. Гуляли по два-три дня.
Роль современного тамады выполнял дру́жка. Он потчевал гостей яствами и шутками-прибаутками. Изюминкой гулянья был кулачный бой. Так что присказка «какая свадьба без драки?» берет начало с тех времен.
Ляпсусы в свидетельствах
После революции церковный брак перестал иметь юридическую силу. Советская власть регистрировала браки по новым законам в государственных органах.
Нередко в этих органах в то время работали малограмотные люди. Как результат – встречается огромное количество ошибок и описок в документах. Путали имена Наталья и Наталия, Таисия и Таисья… «Мария» могли написать через «о» – «Мория». С этим вариантом написания имени своей бабушки столкнулась Елена Величко, руководитель Бийского родословного объединения.
В нашей семье Курниковых тоже есть удивительный документ. Мне он достался по наследству от бабушки. Ему скоро исполнится 100 лет. Соколовский сельский совет 12 января 1928 года выдал свидетельство о браке № 3 Курниковым Павлу Алексеевичу и Анисье Алексеевне. Примечательно в нем то, что в строке «фамилия ее при вступлении в брак» указаны только имя и отчество моей бабушки, будто и не было у нее никакой фамилии до замужества.
С фатой и графином
О свадьбах 1960-х годов рассказала Людмила Рахматулина. Она сама регистрировалась в 1963 году, да и многие ее подружки вышли замуж в то время.
Бийский загс тогда располагался в старом центре, в бывшем купеческом доме на ул. Советской.
– Это была небольшая комната на втором этаже. Поднимались в нее по скрипучей лестнице, – вспоминает Людмила Васильевна. – Никакой пафосно парадной обстановки там не было. Платья мы шили сами. Никаких магазинов свадебных нарядов еще не было. Длинные платья и шляпы невесты стали носить позже. А в начале 1960-х годов мы выходили замуж в коротких платьях. Зато наличие фаты было обязательным – она являлась символом чистоты и невинности девушки. У кого из женихов была возможность, приезжали за невестой на такси. У кого такой материальной возможности не было – шли в загс пешком.
Фотографов как таковых в загсе тоже тогда не было. Чаще всего молодожены делали памятное свадебное фото уже после регистрации. Фотоателье располагалось неподалеку, в здании напротив бывшей школы № 11.
Отмечали торжество в основном дома. В начале 1960-х годов была шестидневная рабочая неделя, с одним выходным. Так как гулять по традиции требовалось два дня – день у жениха и день у невесты, свадьбы старались приурочить к праздникам, например к 7 ноября. Подарки молодоженам дарили скромные и полезные в быту: таз, графин, посуду.
Герб на груди, мурашки по коже
Нина Морозова пришла работать в отдел ЗАГС в 1985 году. В то время в Бийске было три загса. Приобский располагался по адресу ул. Васильева, 39, в пристройке к пятиэтажному дому. Восточный и городской загсы были отдельными единицами и располагались
на ул. Петрова, 4а.
– Я успела захватить регистрацию советских лет. Она отличалась своей символикой. На нас, регистраторах брака, в обязательном порядке должен был надет нагрудный знак в виде цепи, состоящей из небольших пластинок-флагов, с массивным гербом Советского Союза посередине. В первых же словах обращения к молодоженам звучало: «Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик…». И, вы знаете, это было очень волнительно и для молодоженов, и для ведущего церемонии, – вспоминает Нина Аркадьевна. – Иногда в день регистрировали до 40 пар. Но волнение не отпускало: новая пара – и снова мурашки по коже от торжественности и значимости обстановки. В тексте поздравления звучали слова: Родина, советский народ, партия.
Зато красивая
По словам Нины Аркадьевны, в то время невесты предпочитали шить платья по своим эскизам у портных. Платья были у всех разные – длинные, короткие, пышные. Фата была почти у всех. Редко кто из девушек осмеливался надеть «корзинку» или венок из цветов без фаты. Макияж делали сами, дома. За прической шли к мастерам в парикмахерскую.
– Мы, регистраторы брака, тоже старались выглядеть красиво и достойно, – говорит Нина Аркадьевна. – Я прическу делала в парикмахерской. Помню, на улице зима, а я жила на АБ – до работы надо еще добраться. Стою с «голой» головой, жду такси, поймать машину тогда было непросто. Промерзла до костей!
Куклу – на капот, шампанское – в ЗАГС
Было модным украшать машину, в которой молодые ехали в загс. Обычно к авто приделывали куклу в платье невесты. Самыми свадебными цветами у нас в городе считались белые каллы.
Молодые не могли вступить в брак без свидетеля и свидетельницы. Приглашали друзей. Свадьбы были большими, шумными. В зале бракосочетания после поздравления пили шампанское.
– У меня с шампанским однажды курьезный случай произошел. Сегодня вспоминать забавно, тогда же было не до смеха, – продолжает Нина Аркадьевна. – Я стояла на подиуме, и пробка от шампанского из зала прилетела мне прямо в лоб. Столько десятилетий прошло, но с тех пор, когда при мне открывают шампанское, я выхожу из комнаты.
Обязательной традицией в то время была поездка к Вечному огню после заключения брака. По словам Нины Морозовой, сейчас ей следуют не многие пары, а жаль!
А еще тогда не было особого ажиотажа вокруг так называемых красивых дат. Назначали день, ждали от месяца до трех (чаще все-таки месяц) – и пожалуйте в семейную жизнь!
Больше материалов об истории Бийска читайте









А сейчас невыгодно вступать в брак официально.