Пусть меня научат: в Бийске намерены прививать интерес к заводам с детства
Готовить кадры для предприятий наукограда даже не со школьной скамьи, а с группы детского сада намерены в Бийске. О том, как юным бийчанам прививают любовь к математическим и естественным наукам и почему вообще это нужно, на заседании Думы города рассказала Антонина Мелихова, начальник управления образования администрации Бийска.
Сегодня в детские сады и школы (всего в 76 учреждений образования) ходит около 30 тыс. детей и подростков. После получения школьного аттестата продолжить обучение можно в городе. В администрации Бийска говорят, что прежде всего городские предприятия испытывают потребность в кадрах технической направленности. Не покидая Бийска, получить соответствующие специальности можно в двух колледжах и двух вузах. То есть у нас есть кого учить, есть где учить, и есть где работать. Было бы желание.
- Муниципальный проект «Наука для молодых» на 80 процентов состоит из задач, которые как раз направлены на повышение интереса наших школьников к математической и естественно-научной грамотности, - рассказывает Антонина Мелихова. - Мы начинали разрабатывать этот проект для себя, потому что учреждения образования испытывают такой же кадровый голод, как и все остальные. Но после того, как муниципалитету поставили серьезную задачу - содействовать в обеспечении квалифицированными рабочими кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса, наш проект, конечно, принял более широкий характер.
Технопарк «Кванториум» в Бийске. Фото: Сергей Кулыгин
В управлении образования администрации Бийска рассказывают, что в городе созданы условия для технической и научной деятельности детей начиная уже с дошкольного возраста. Так, на базе школ №№ 8 и 17 в цифровой лаборатории «Наураша» детсадовцы проводят настоящие научные эксперименты. Та же площадка есть в гимназии №11, где еще реализуется и федеральный проект «ТехноМир: развитие без границ», который направлен на то, чтобы сформировать у дошкольников интерес к математике и естествознанию. Ежегодно более 200 дошколят из Бийска участвуют в научно-интеллектуальных конкурсах.
- Основная задача дошкольного образования - научить учиться, - говорит Антонина Григорьевна. – А еще получить возможность увидеть работу взрослых через родителей, старших братьев, других людей. Мы хотим показать, что есть рабочие профессии.
Сегодня в ряде школ и детских центрах открыты направления робототехники.. Фото: Сергей Кулыгин
На этапе школьного образования этот интерес поддерживают. Открываются цифровые лаборатории, школьники изучают робототехнику и мехатронику. Эффективной площадкой для выявления, поддержки и развития способностей у детей стали «Кванториумы». Дополнительное образование получают и в Доме детского творчества, где сегодня реализуют 11 программ – от авиамоделизма и рисования 3D-ручкой до конструирования. Это, уверены в управлении образования, стартовая площадка для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов.
Главная цель подобных образовательных проектов – подвести будущих выпускников к тому, чтобы выбрать технические специальности делом жизни. Здесь, отмечают в мэрии, еще есть над чем работать. Объективный показатель – какие предметы школьники выбирают для ЕГЭ.
А ведь для поступления в тот же Бийский технологический институт нужна химия. Так что направление работы для себя специалисты сферы образования уже наметили.
Задача привить школьникам интерес к естественным наукам поставлена на высшем уровне.. Фото: Сергей Кулыгин
Параллельно необходимо вести работу не только со школьниками, но и с их родителями. В школах планируют вводить ликбезы, как по окончании школы поступить на целевое обучение, а еще доводить до семей информацию, в ком нуждается и будет нуждаться рынок труда.
В этом направлении особенно отмечают содействие со стороны городских предприятий – прежде всего, заводов. Благодаря обратной связи в управлении образования понимают, сколько целевиков можно направить и на какие факультеты. Это помогает выпускникам школ сориентироваться, кем стать.
- Мы работаем не только с высшими, но и со средне-специальным учреждениями, - поясняет Антонина Мелихова. – Конечно, часть школьников выберет для обучения Москву, Петербург, но сегодня основная задача - обеспечить наши вузы. А затем вести работу, показывая, какие предприятия работают в городе, какая у них социальная политика, какие преференции они дают.