Бийский рабочий

Археолог из Донецка посетил музеи Бийска, чтобы увидеть каменных баб

Александр Евглевский занимается проектом «Свод средневековых изваяний кочевников Евразии».
Читать в полной версии ➔

Александр Евглевский, старший научный сотрудник Донецкого национального университета (ДНР), уже более 10 лет со своей группой занимается проектом «Свод средневековых изваяний кочевников Евразии».

Его цель – издать материалы (иллюстрированные и письменные), в которых будет дано детальное описание и картографирование каменных скульптур тюркских и других племен кочевников. Проще говоря, это всеобщая научная перепись каменных изваяний средневековых кочевников, которых в народе часто называют «каменными бабами». Мы встретились с археологом, прибывшим издалека, и поговорили о его необычной деятельности и о самих каменных изваяниях.

  • – Александр Викторович, с чего все началось? Как вы пришли в археологию и почему выбрали такую стезю?

– Будучи в четвертом классе, я дружил со своим соседом-сверстником, который ходил в археологический кружок. Он пригласил меня с собой, я стал ходить в кружок и прикипел, а мой друг почти сразу занятия бросил. Когда пришло время поступать в университет, выбрал исторический факультет с серьезной целью – заниматься археологией. Но исследованием скульптур я в полной мере увлекся сам и втянул в этот проект своих коллег по научно-исследовательской группе только лет 15 назад. Сейчас я полюбил их особенно, для меня они как живые.

  • – А почему именно изваяния так заинтересовали вас?

– Постепенно вникая в сущность того, что изображено на каменных изваяниях, вглядываясь в лица и в целом в образы, со временем я стал понимать, что в них заложено намного больше информации, чем та, которая уже отражена в науке. И мне всегда хотелось подробнее узнать о тех смысловых нюансах, которые у них заложены древним мастером. Иными словами, когда ты профессионально к ним относишься, посвящаешь им много времени, они приоткрывают свои тайны. Сейчас я уже вижу такие нюансы, которые еще года три назад сам не увидел бы.

Археолог из Донецка посетил музеи Бийска, чтобы увидеть каменных баб. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

  • – Где за годы реализации проекта вы уже побывали?

– Посетить пришлось немало стран, неоднократно был в Казахстане, в Монголии, а также в поисках изваяний и архивных материалов по кочевникам ездил в Турцию, Туркменистан, Китай, Болгарию, Венгрию, Грузию, не говоря уже о регионах Российской Федерации. Одним словом, я проехал весь их ареал – от Юго-Восточной Монголии до Болгарии.

  • – Как организуете такие поездки, ведь нужно много времени и средств?

– Это все мои личные средства, коплю на билеты, покупаю фототехнику – очень важно качественно снять изваяние, чтобы было понятно все до мельчайших деталей, приобретаю и другие необходимые вещи для экспедиций. Также пользуюсь возможностью выкроить время на изваяния, когда езжу на конференции по работе. Зарплаты у нас мизерные, но руководство университета мне всячески помогает в организационном плане, создают относительно благоприятные условия для работы.

  • – Располагаясь в разных географических точках Евразии, изваяния отличаются друг от друга?

– Да, безусловно, отличаются. Главное отличие изваяний в Горном Алтае от наших, восточноевропейских, в том, что здесь они более ранние. В связи с этим у них, например, правая рука обычно держит сосуд, (кувшин, кубок, чашу и так далее), а кисть левой лежит на поясе или держит саблю за рукоять. Это классическая этнографическая форма древнетюркских изваяний. А в степях Восточной Европы они более поздние, там они, как правило, изображены с ногами, стоящие или сидящие на постаментах, а руки обычно сведены вместе на животе. И лица отличаются у вас они более выразительные, более портретные (но это не значит, что они в полной мере отражают черты реального человека).

Археолог из Донецка посетил музеи Бийска, чтобы увидеть каменных баб. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

  • – А основное предназначение этих изваяний ученым известно?

– Это самый сложный вопрос. Прежде всего нужно понимать, что каменные изваяния делали кочевники, а не оседлое население. И когда человек умирал, то они считали необходимым изготовить ему «заместителя» – для его участия в собственных поминках. Недаром изваяния держат сосуды, хотя их назначение трактуется по-разному. Но это далеко не все, в изваянии заложено много всесторонней информации, содержание, которое исследователи еще не вытащили на поверхность. Еще одна более важная функция изваяния – вместилище души умершего человека. Все народы во всех культурах во всем мире верят в жизнь после смерти,такие религиозные воззрения отражаются в разных формах. Но идея одна – человек должен возродиться, где-то появиться вновь, для этого душа умершего должна находиться в соответствующих благоприятных условиях. Каменное изваяние «заместителя» умершего – это и было некое условие, где до определенного времени якобы находилась душа. Сроки как бы ее созревания у всех культур были разные, но когда поминальный цикл заканчивался, то душу нужно было освободить из вместилища. Некоторые племена кочевников даже разбивали скульптуры: могли отбить голову, стесать лицо, сбить сосуд и тому подобное. Но многие изваяния оставались нетронутыми ни ими, ни даже врагами. Почему? Этот вопрос пока открыт.

  • – Обработать такие глыбы вручную кажется нереально. Как создавали каменных баб?

– Ваяние камней действительно далеко не простая задача, хотя бы потому, что инструмент в то время был несовершенный. Мастер подбирал определенную породу камня, цвет, форму монолита. Потом его обрабатывал вместе с помощниками: в начале зарождения этого феномена только с лицевой стороны, а в более позднее время – в восточно-европейских степях – со всех сторон, все зависело от природных и творческих условий, времени и локальных особенностей культуры.

  • – Александр Викторович, на какой стадии сейчас находится ваш проект? Сколько уже сделано?

– Мы сделали уже семь томов, это сигнальные экземпляры, на тиражи пока денег нет. Весь ареал изваяний у нас разбит на регионы по ландшафтному принципу, и по нашим подсчетам будет не менее 20 томов. Такое исследование уникально, и это не просто дежурная фраза. Охвачены огромные территории – все евразийское пространство. Не буду скромничать, наш проект – один из самых масштабных в мировой археологии и одновременно один из самых слабо финансированных, об этом я говорю со всей ответственностью.

Археолог из Донецка посетил музеи Бийска, чтобы увидеть каменных баб. Фото: Сергей Кулыгин, "БР"

Читать в полной версии ➔