Бийский рабочий

Бийчан заставляют платить за общедомовые нужды которых, как они считают, нет

Из-за недопонимания нюансов законодательства может произойти конфликтная ситуация.
Читать в полной версии ➔

Улица 2-я Набережная. Бывший поселок сахарного завода. В начале 2000-х, когда началась передача жилищного фонда предприятия под городское крыло, около десятка домов было передано их жителям в частную собственность. Так бывшие бараки по документам превратились в частную застройку на 3–4 владельца. Вход у каждого собственника отдельный, общих коридоров, подвалов нет. Людям были выданы домовые книги, строениям присвоены кадастровые номера, в дальнейшем приватизировали и землю.

За что платить?

7 лет назад на доме 59/1 на улице 2-я Набережная появился общедомовый прибор учета электроэнергии. Удивленные частники отправились за разъяснениями в ресурсоснабжающую организацию: мол, откуда у нас общее имущество? В компании им сообщили, что раз у дома четыре владельца, значит, дом многоквартирный. Такой же ответ жители дома, впрочем, как и их соседи по улице, получили из прокуратуры и жилинспекции.

Оплачивать выставленные счета за появившийся ОДН жители не стали принципиально. Итог: с 2013 года накопились долги. Приличные. Проживают в доме в основном пенсионеры. Пошли и первые письма с уведомлениями о накопленном долге и о необходимости погасить его в течение 10 дней. Но пока письма шли, обозначенный срок вышел.

Бийчан заставляют платить за общедомовые нужды которых, как они считают, нет. Фото: Андрей Сигаев

Надежда Еремеева держит в руках казенный конверт, письмо украшено устрашающим красным штампом «Задолженность».

– Было бы за что платить, платили бы. Мы каждый пользуемся своим. Свой свет в подвале, свой – уличный. У нас общего-то только крыша и стены. Нет у нас общего имущества, – говорит женщина, с тревогой поглядывая на указанную сумму долга – больше семи тысяч рублей.

Жители предполагают, что строка ОДН у них могла появиться из-за того, что контролеры от энергокомпании нередко приходят снимать показания общедомого счетчика позже 25-го числа.

Но в ходе разговора выяснился еще один факт. Оказывается, несколько лет владелица одной из частей дома не передавала вовремя показания своего индивидуального ПУ, а порой и задерживала платежи. Это тоже могло стать причиной появления цифры в строке ОДН.

– Начисляют-то немного. В месяц было по 35–40 рублей,– говорит дочь одной из собственниц. – Но дело-то в принципе. Наш дом частный, откуда ОДН? Если есть претензии к кому-то, при чем остальные?

За семь лет на 2-й Набережной многие смирились с появлением ОДН и исправно оплачивают не только индивидуальные счета. Жители дома 59/1 оказались самыми настойчивыми.

Кроме уже озвученных вопросов они задаются еще одним. Инспекторы, приходящие с проверками, не могли не заметить, что в домах нет общих коридоров и подъездов. Почему за семь лет они так и не довели эту информацию до сведения своего руководства?За ответами мы направились в ресурсоснабжающую организацию.

Платить придется

На вопросы жителей дома 59/1 на улице 2-я Набережная отвечает заместитель начальника АО «Алтайкрайэнерго» Ольга Переплёткина.

  • – Что такое общедомовый прибор учета? И что такое многоквартирный дом?

– Общедомовый прибор учета устанавливается согласно постановлению правительства, которое регламентирует взаимоотношения между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Мы говорим о собственниках, проживающих в многоквартирных домах. Понятие МКД определяется постановлением правительства № 47: совокупность двух или более квартир. В Бийске 99 % жилищного фонда оборудовано общедомовыми приборами учета потребления электроэнергии.

  • – Почему дом, в котором у собственников нет имущества общего пользования, оборудован общедомовым прибором учета?

– Мы как раз и говорим о том, что является общедомовым имуществом. В данном случае, о котором мы говорим, им являются внутридомовые электросети. Причем независимо от наличия каких-либо общих площадей.

  • – Как возникает ОДН?

– ОДН – это разница между показаниями индивидуальных ПУ и общедомовых. В данном случае, вероятнее всего, среди соседей кто-то либо задерживал платежи, либо не вовремя передавал показания. Как вариант может быть неисправным прибор, как индивидуальный, так и общедомовый. Для дома такого типа это может быть, пожалуй, единственной причиной появления разницы между показаниями. Здесь надо разбираться индивидуально и провести проверки.

Бийчан заставляют платить за общедомовые нужды которых, как они считают, нет. Фото: Андрей Сигаев

  • – В какие сроки должны снимать показания с общедомового ПУ сотрудники вашей организации?

– С 23-го по 25-е число ежемесячно. Но если контролеры делают это позже, гражданам не следует переживать, что показания будут занесены в базу данных задним числом. Показания фиксируются на тот день, в который сняты. И если возникает разница, она обязательно скорректируется в следующем месяце. Так что это не является причиной появления ОДН.

  • – Насколько велики шансы, что выставленные собственникам счета могут быть пересмотрены?

– В каждом случае необходимо разбираться индивидуально. За 7 лет в доме могли произойти изменения. У кого-то жилая площадь прибавилась, у кого-то, напротив, стала меньше. В случае необходимости, разумеется, мы произведем перерасчет долга. Для этого необходимо, чтобы жители пришли к нам в офис. Могут обратиться напрямую ко мне.

  • – Что будет с уведомительными письмами? Сроки погашения задолженности прошли из-за поздней доставки. Значит ли это, что на всех должников теперь будут поданы заявления в суд?

– Прежде чем возбуждать судебные процессы против должников, мы обязательно дополнительно связываемся с ними по телефону. Так что граждане могут не переживать из-за задержки писем, тем более что только что пригласили их на индивидуальный прием.

P.S. А между тем конфликтной ситуации могло бы и не быть, если бы собственникам сразу, еще во время их первых обращений в ресурсоснабжающую организацию, объяснили все нюансы законодательства. И они бы не сомневались в необходимости платежей. Всего-то и требовалось чуть больше внимания со стороны специалистов к тревогам и сомнениям их потребителей.

Но увы! Если бы ресурсовики почаще обращали внимание потребителей на накопленные ими долги, а не раз в семь лет, как в данном конкретном случае, то возникшие вопросы давно уже получили бы ответы.

Теперь же придется сначала долги пересматривать, потом, вероятнее всего, их реструктуризировать. Ведь большинство должников – пенсионеры. А что значит, для них сразу одной выплатой погасить долг в семь тысяч будет нереально.

Читать в полной версии ➔