Бийский автоперевозчик рассказал, ждать ли подорожания стоимости проезда
С Валерием Поповым, руководителем группы автоперевозчиков Бийска, говорим о пассажиропотоке, честном распределении маршрутов, цене билета и антимасочниках.
Бийчане воспитаннее барнаульцев
- - Валерий Павлович, как жизнь интересно меняется: раньше в автобусах боролись с безбилетниками, сейчас — с антимасочниками. В соседнем Барнауле пассажиры чуть ли не бунты устраивают, движение транспорта парализуют, отказываясь надевать маски в салоне. Бийчане как себя ведут?
- Цивилизованнее. Когда шла первая волна эпидемии, людей обязали носить маски - и они их носили. Поначалу к этой просьбе бийчане относились более дисциплинированно, более терпимо. Видимо, были напуганы этой болезнью, непониманием, что происходит. Лето проходило в более щадящем режиме, и от масок многие стали отказываться.
Сейчас порой пассажиры возмущаются: «Почему нас заставляют их носить?». В основном это молодые девушки, которые заходят в автобус в маске, проходят в салон и тут же снимают их. Говорят, им в них неудобно общаться по телефону.
Но, к счастью, таких безобразий как в Барнауле, у нас нет. В Бийске люди более воспитанные. Плюс самосознание растет, приходит понимание, что в общественных местах лучше находиться в масках.
- - А если «завелся» скандалист? Как в таком случае вести себя с ним?
- У нас есть установка экипажам автобусов: не ввязываться в перепалки с гражданами, вести себя достойно, но настойчиво советовать все-таки надеть маску. Тем более в каждом автобусе на входе есть нарезные маски. На смену в один автобус выдается 50 штук. Взять их может любой пассажир - хоть с собой, про запас. Но сейчас они уже не так востребованы, как поначалу. Если раньше в день уходило от 30 до 40 масок, то сегодня от силы 15-20. Сейчас почти у каждого пассажира в кармане есть своя.
Лучше лекция, чем штраф
- - До сих пор юридические споры не утихают: ношение маски — это рекомендация или обязанность?
- Мое мнение: это должно быть обязанностью. Других способов противостоять этой эпидемии пока просто нет. То, чем мы дышим в автобусе друг на друга, чихаем — хотя бы это не будет разлетаться по салону. Поэтому для себя я такие меры считаю оправданными в отношении и пассажиров, и экипажа.
К тому же постоянно проводятся рейды, надзорные органы смотрят исполнение этих мер. Сотрудники ГИБДД останавливают автобус, входят сотрудники Роспотребнадзора и фиксируют нарушения, составляют протоколы — и на пассажиров, и на водителей. На мой экипаж также составляли, водители были в масках «ниже носа». Хотя перевозчики первыми требуют от своих работников — быть в масках. Ведешь автобус — в маске. На конечной вышел, снял, покурил - надень новую.
- - Все-таки пока до штрафов дело доходит редко, в основном ограничиваются предупреждениями. Вы наказание рублем считаете более эффективным?
- Я считаю, что наказывать рублем вовсе не обязательно. Лучше проводить профилактику. Что я предлагаю? У ГИБДД Бийска есть автобус как раз для профилактических мероприятий. Ставьте его на каких-то участках и приглашайте в него пассажиров, которых выявили в общественном транспорте без масок. Набрали человек пятнадцать — проведите им лекцию в течение часа.
Я уверен, это была бы действенная мера. Возможно, даже более действенная, чем штраф. Кто-то поймет опасность, кто-то просто больше не захочет попасть в такую ситуацию и тратить свое время. А штрафовать не надо. Не такие уж богатые жители Бийска, чтобы платить ту же тысячу рублей.
- - К экипажу еще и требования по дезинфекции салона предъявляют. А по факту кто за этим следит? Получается, все остается на их же совести — сделал или нет.
- В каждый автобус выдается запас средств для уборки, дезинфекции. Мы, например, используем перекись водорода. По две бутылки на машину выдаем. А еще — перчатки, тряпочки, салфетки спиртовые для экипажа — они же дело с деньгами имеют, а через деньги тоже много чего передается. Так что утром и вечером дезинфекция проводится, в обеденные перерывы тоже.
Но так, чтобы после каждого рейса на конечной остановке — просто по времени не получится. Если время есть — протрут. Они же сами в этом автобусе работают. Но бывает так, что между рейсами остается всего одна-две минуты. А водитель должен еще обойти салон, проверить его на наличие оставленных предметов.
Прибыль приносит 251-й пассажир
- - Общество в этом году «штормит»: то самоизоляция, то удаленка, то дистант и продолжительные каникулы. Что происходит с пассажиропотоком?
- Когда первые ограничения ввели весной, пассажиропоток упал до 25-30 процентов. Люди были напуганы и большого желания ездить в автобусах у них не было. Многие предпочитали добираться до работы пешком, а те, кто не работает — сидеть дома.
В конце августа и начале сентября ситуация начала улучшаться. На отдельных маршрутах пассажиропоток поднялся на уровень 80 процентов от привычного. Но на социальных маршрутах (менее востребованных, удаленных, тех, где себестоимость проезда выше — прим. ред.) пассажиропоток так и остается низким — 30-35 процентов.
Тут, думаю, не один фактор сказался. Школьники ушли на каникулы, кто-то болеет, где-то предприятия часть сотрудников перевели на удаленку, кто-то и вовсе потерял работу. В ноль, то есть без убытков, сейчас на социальных маршрутах не работает никто.
- - Сколько пассажиров вы сейчас перевозите на непопулярных маршрутах и сколько нужно, чтобы окупить рейсы?
- У нас есть расчетные цифры, сколько нужно перевезти человек, чтобы покрыть эксплуатационные составляющие, зарплату водителя, ГСМ и прочее. Это 250 человек в день. Это будет «в ноль». С 251-го уже начинается прибыль. Но сегодня на социальных маршрутах мы даже на 200 человек за день не можем выйти. Их просто нет. 150 — это уже праздник.
- - Что делаете в таких случаях?
- Обращаемся к администрации, просим на отдельных маршрутах пересмотреть расписание. Тот объем автобусов, которые сегодня выходят на маршруты, просто не нужен.
22 рубля за проезд — это уже немало
- - Как вообще сегодня распределены маршруты? Ведь нет такого, что кто-то работает только на коммерческих 23-м и 35-м, а другим остается 10-й или 47-й?
- В нашем коллективе работает 15 перевозчиков. Это те, у кого есть «Газели-Некст». Принцип работы — по кругу: сегодня ты работаешь на прибыльном маршруте, а завтра — на социальном, то есть обслуживаешь все маршруты по очереди. Так все находятся в равных условиях.
Примерно по той же схеме работают наши коллеги на ПАЗиках. Также распределяют, кто сегодня едет по 35-му, где пассажиры есть, а кому достается «десятка», на которой вообще никто не ездит. «Шестерка» сегодня тоже ходит пустая. Но эти маршруты есть, хоть и перевозят пару человек. И их тоже надо кому-то обслуживать. Так что все распределено по-честному.
Хотя есть отдельные перевозчики, мы называем их «коллеги», которые по такой схеме работать не хотят и выходят только на прибыльные маршруты, а социальную нагрузку не несут. Я говорю о тех, кто работает на маршрутах № 77 и №55 без «ш» - том, который идет через Зеленку.
- - Откуда у перевозчиков прибыль — понятно, пассажиры приносят. Расходы из чего складываются, и появляются ли новые составляющие?
- Если говорить об экономике, то все зависит от эксплуатационных составляющих. А это ГСМ, запчасти, зарплата, налоги, отчисления «Норду» за пользование системой переводов. С 1 октября в каждом автобусе нужно было еще установить онлайн-кассу. Так что и эти затраты добавились. С 1 января у нас ожидается смена схемы налогообложения. Мы работали на ЕНВД (единый налог на вмененный доход, когда юрлицо платит налог не с фактического дохода, а с предполагаемого государством в этой сфере — прим. ред.), сейчас эту схему отменяют. Налоговые отчисления для некоторых перевозчиков вырастут в два-три раза, в зависимости от того, сколько у них автобусов.
- - Понятно, что рано или поздно вы будете восполнять эти потери. Бийчанам ждать подорожания стоимости проезда?
- В вопросе стоимости проезда помимо экономической есть еще и политическая составляющая. Никто не даст перевозчику назначить ту цену билета, которую он считает оптимальной. Мы находимся в постоянном диалоге с администрацией, но и сами, проживая в этом городе, понимаем, для Бийска 22 рубля за проезд — это уже немало. Поэтому мы стараемся эту стоимость проезда удержать. Повышать ее в ближайшее время не планируем.
Не хотелось бы уйти в холопы
- - В 2021 году должен пройти очередной конкурс автоперевозчиков. Подготовка к нему уже началась?
- Да, мы к нему готовимся. Вопросы администрации постоянно задаем, вносим свои предложения. В мэрии пока занимаются разработкой документов, и пока ясной картины, чего ждать, еще нет. Но у нас берут во внимание аукционы, которые прошли в других городах, чтобы не допустить того же.
Вот в частности в Новокузнецке недавно провели аукцион по определению перевозчиков, который выиграли предприниматели из Санкт-Петербурга. И сейчас они местных перевозчиков, работавших на маршрутах до этого, приглашают к себе в холопы. Надеюсь, у нас предпримут все, чтобы не получилось так же.
- - Как думаете, нас ждет изменение привычной схемы городских маршрутов?
- Скорее всего, нет. Маршрутная сеть в городе сложилась десятилетия назад. Маршруты, которые есть, бийчанами востребованы. Они - как натоптанные тропинки. Но вот время движения, интервалы между рейсами, думаю, может измениться. Пассажиров становится меньше: число личного автотранспорта с каждым годом увеличивается, кто-то выбирает ходить пешком.
- - Трамвай автобусу конкурент?
- Не думаю. Автобусная сеть сегодня хорошо развита, маршруты проходят чуть ли не у каждого подъезда, поэтому те, кто выбрал автобус, за ним и останутся. А трамвай в городе должен быть обязательно. Город вытянутый, и трамвай проходит его от и до — там, где автобусы не могут. К тому же в случае непогоды, сильных метелей для многих районов он остается единственным транспортом на несколько дней.