Что нужно знать родителям и необязательно знать детям при поступлении в школу
Как подготовиться первый раз в первый класс – и детям, и родителям? Об этом говорим с Екатериной КОРОХОВОЙ, ведущим специалистом управления образования.
- – Екатерина Сергеевна, расскажите, в какие сроки будет проходить прием заявок от родителей?
– Запись уже началась с 1 февраля. Проходить она будет по 30 июня. В эти сроки подать заявление могут родители, дети которых прописаны в том же микрорайоне, где расположена школа. Это может быть постоянная регистрация, то есть прописка, либо временная.
С 1 июля начнется запись уже для тех, у кого местной прописки нет, но кто хочет, чтобы их дети учились именно в этой школе.
- – Можете привести примеры подобных ситуаций?
– Конечно. Например, семья снимает квартиру в одном районе, но ее члены при этом зарегистрированы в другом. Им бы хотелось, чтобы ребенок ходил в ту школу, которая ближе к их фактическому месту проживания. Или другая ситуация. Родители и дети живут в Заречье, но им бы хотелось, чтобы ребенок пошел учиться, скажем, в школу № 1. Они также могут подать заявку, но уже летом. Это не возбраняется.
- – От чего будет зависеть, возьмут такого ребенка в школу или нет?
– От наличия мест в школе. Количество свободных мест для зачисления в первый класс указывается на сайте школы. Эта информация регулярно обновляется. Если школа уже набрала детей по месту прописки, то попасть в нее не получится. Тогда мы будем подбирать какие-то другие варианты, или ребенок пойдет в школу по месту своей прописки.
- – А демографическая ситуация при таком планировании учитывается?
– Да. Это необходимо, чтобы понимать, какое количество будущих первоклассников проживает в микрорайоне школы. Просчитывается также, потребуются ли дополнительные классы – это особенно актуально для крупных школ, находящихся в центре города. То есть мы отслеживаем общее число детей дошкольного возраста не только по городу, но и по каждому микрорайону. Примерно за год до набора сотрудники школы обходят закрепленный за ними микрорайон, чтобы понимать, сколько детей на этом участке, и потом эти сведения подаются нам. Если говорить в целом, в этом году бийские школы наберут примерно 2500 первоклашек.
- – Если все-таки школа не может принять всех желающих, как действовать в этом случае родителям?
– Дети, которые относятся к микрорайону школы, в эту школу попасть должны, потому что на них как раз и рассчитано количество мест. Если же ребенок с пропиской в микрорайоне все же получил официальный отказ, нужно обращаться ко мне, в управление образования. Мой рабочий номер: (3854) 32-89-44.
- – Не только школы готовятся к поступлению первоклассников. Многие родители уверены, идти в школу ребенок должен, уже умея читать и писать.
В принципе, право подготовки ребенка к школе – это право его родителей. Они могут учить его читать, писать, отдавать в секции или развивающие классы. Однако по закону об образовании, согласно стандартам начального общего образования, дети при поступлении в первый класс не обязаны уметь читать и писать. Всему этому научит школа. Учитель данный факт учитывает при организации учебной деятельности. Поэтому детям будет комфортно вне зависимости от подготовки.
- – Насколько я понимаю, методик обучения много. Может получиться так, что обучая ребенка, родители могут допустить ошибку?
– Скорее, это будет не ошибка, а совершенно иной подход. Те стандарты, по которым учились родители нынешних первоклассников, уже морально устарели. И поэтому родители объясняют ребенку материал так, как когда-то учили их – сначала рассказывают правило, а затем переходят к примерам. А в современной школе абсолютно иной подход: ребенка в первую очередь обучают сопоставлять явления, находить общие точки, и на основании этого самому формулировать правило, алгоритм. Поэтому ребенку может быть некомфортно: родители объясняли ему по-своему, а в школе он столкнется с другим. И чтобы этот дискомфорт минимизировать, когда ребенок поступает в начальную школу, с родителями проводятся специальные собрания, где учителя объясняют: как заниматься с ребенком, как решать с ним задачи по математике или разбирать упражнения по русскому
языку.
- – Неужели действительно за 20–30 лет система образования настолько изменилась?
– Не то что за 20, она за 10 лет очень сильно изменилась. Изменилась наша жизнь: информационно-компьютерных технологий стало много использоваться, поменялись приоритеты в обществе. Сегодня очень важно научиться в огромном потоке информации отбирать нужную информацию и применять ее для решения той или иной задачи. Изменились требования к тому, что должен уметь ребенок по окончании начальной школы. Так, уже после четвертого класса ученик должен выступать с использованием презентаций и мультимедиа и не только.
- – Иными словами, родители и особенно дедушки-бабушки должны понимать, что интернет – это не плохо.
– Конечно, но при условии, что ребенок умеет им пользоваться, что ему объяснили, что интернет нужен не только для игрушек, но и для получения информации. А ее познавать можно и в игровой форме. Нужно научиться пользоваться поисковиками: правильно запрашивая информацию, можно узнать многое, получить данные высокого качества. Также есть всевозможные словари, энциклопедии, библиотеки, лаборатории.
- – Расскажите, пожалуйста, по каким образовательным программам сегодня идет обучение в школах. Нередко родители за голову хватаются, когда хотят помочь детям, но не понимают как, даже в начальной школе.
– В школах Бийска применяются несколько программ начального образования. «Школа России» – одна из самых традиционных, она максимально близка к той, по которой учились родители будущего первоклассника. «Перспектива», «Перспективная начальная школа» и «Начальная школа XXI века» более «продвинутые» программы. Программа Эльконина-Давыдова, пожалуй, самая сложная. Она направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Чтобы помочь малышу учиться по ней, нужно будет позаниматься и самим родителям. Поэтому, выбирая программу, по которой будет учиться ребенок, важно объективно оценивать способности будущего первоклассника. В любом случае нужно понимать, что в пятом классе нет деления на программы обучения.